Ангелы Руси

19 февраля, 2016, 22:03 Распечатать

Малая галерея "Мистецького Арсеналу" (улица Лаврская, 10) на этой неделе на три дня была отдана под проект "Театр Життя…" — фотоэкспозицию Руси Асеевой.

 

 

 

Малая галерея "Мистецького Арсеналу" (улица Лаврская, 10) на этой неделе на три дня была отдана под проект "Театр Життя…" — фотоэкспозицию Руси Асеевой. 

Когда листаешь ленту Facebook, и те или иные ее фото случайно выскакивают на мониторе, просто так "лайкнуть" или "перепостить" иногда не получается. Черно-белые сюжеты обязательно втянут в свою энерговоронку: заставят подолгу всматриваться в два цвета, в десятки глаз. 

Как правило, это снимки тяжелобольных детей, которых она находит в разных украинских больницах. И ее камера чувственно и строго фиксирует мгновения мало-помалу угасающих вечностей.

Десятки глаз смотрят отрешенно, восторженно, иногда беззаботно. 

Но чаще — очень-очень печально. 

"Руся, ты где?!" — "В Белой Церкви, в больнице…". Проходит неделя: "Где тебя носит?" — "Я в Запорожье — в больнице…". 

Ее маршруты и профессиональные перипетии насыщены и драматичны. Ее можно назвать фотографом-волонтером, который помогает и поддерживает тяжелобольных. Ее же можно назвать и фотографом-сталкером. Поскольку обладает тайными знаниями "запретных территорий человеческой жизни" и является туда как проводник милосердия. 

Со многими своими маленькими героями-воробышками, запечатленными на разных снимках в больницах, у нее завязываются продолжительные дружбы, приятельские романы. Она все знает о диагнозах, о тревогах родителей. Но не подаст виду, что жизнь может оборваться, а луч солнца — погаснуть. 

Если вдаваться в подробные рассказы таких дружб с конкретными детьми, можно соскользнуть в жанр слезливой спекуляции (чего не хотелось бы в этих заметках). 

Но вот скажем, однажды Руся привязалась к 16-летнему Коле, которому был поставлен трагический диагноз. Возникла надежда: на некоторое время ему стало лучше, он даже вернулся домой к маме. Но победил рОк. 

СМС-ка от его мамы посреди ночи стала стрессом: "Коли больше нет…".

На киевской фотовыставке один снимок разбивает сердце и морозит душу. Больничная палата, а у кроватки — детская обувь, но сама кроватка —
пуста…

Уже ушедший ее приятель Коля (но все же оставшийся на ее фото), а также не потерявшие надежды на исцеление десятки других детей — это ангелы, которые поют внутри ее черно-белых снов добрыми голосами. 

Ее маршруты в такие больницы – путь по гвоздям. Трудно представить, какую нужно иметь силу милосердия, чтобы почти ежедневно прикасаться — к этому. К этим. 

Она не боится подобных прикосновений. И каждый раз чужую боль пропускает через себя. Возможно, поэтому мир ее снимков — исключительно черно-белый. С каких-то пор, очевидно, после стольких-то наблюдений и прикосновений, все и расслоилось — на черное и белое, на свет и тень, на жизнь и смерть. 

Тот, кто встречал ее фото в Facebook (или на фотовыставках благотворительных фондов), запомнят детские взгляды, глаза. 

Так, как она умеет поймать и раскрыть взгляд ребенка (да и взрослого тоже), — этому не научишь: это идет изнутри. 

Когда внимаешь взглядам воробышков в кроватках, в памяти пляшут стихи одной ялтинской школьницы:

"Глазами чьими
я смотрю на мир? 

Друзей? Родных? 

Зверей? Деревьев? Птиц?.. 

Руками чьими обнимаю мир, 

Который так беспомощен, непрочен?

Я голос свой теряю в голосах

Лесов, полей,
дождей, метелей, ночи…".

Смысл и суть ее снимков отражает прекрасное украинское слово — "світлина". В глазах на фото (а также в сдавленных немых голосах, которые теряются в метели и в ночи) — подлинный свет, побеждающий темень. 

С некоторых пор Руся стала еще и мастерским театральным фотографом. Казалось, столкновение ее строгого лирического реализма (в детских больницах) и сценического экспрессионизма (на репетициях, во время спектаклей) может быть несовместимым: одно с другим не уживется. 

Вышло наоборот. Фиксируя прекрасные мгновения спектаклей "Оскар и Розовая дама" (Ивано-Франковский театр), "Це все вона" (Киевский Молодой театр), "Слава героям" (Театр "Золотые ворота"), Руся открывает в этих постановках то, что, не каждый театрал заметит. Она обнажает нервную систему сценических сюжетов. Не только "фиксирует", но иногда углубляет смысловую суть, упакованную в эфемерность талантливых режиссерских и актерских оберток. Ее камера вписывает некоторые сценические сюжеты в черно-белую вечность. 

Увы, игра судьбы порою бывает чрезмерно жестокой. Вот и в этот раз, в день открытия фотовыставки в "Арсеналі", случилось непоправимое: ушел из жизни самый родной ее человек – отец. И открывали фотовернисаж без нее. И разные глаза на фото тихо грустили, сдерживая слезы. 

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно