АКВАРЕЛЬНЫЙ ШОСТАКОВИЧ

20 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 20 декабря-27 декабря

В Национальной филармонии состоялся праздничный вечер, посвященный 20-летнему творческому юбилею ансамбля «Украинские акварели» (художественный руководитель — Ирина Боровик)...

В Национальной филармонии состоялся праздничный вечер, посвященный 20-летнему творческому юбилею ансамбля «Украинские акварели» (художественный руководитель — Ирина Боровик). Концертную программу составили произведения Дмитрия Шостаковича и цикл украинских композиторов- шестидесятников, написанный на монограмму из его инициалов — «DSCH».

Взглянув на афишу этого вечера, невозможно было оставить без внимания парадоксальное сочетание имени Шостаковича с названием ансамбля. Краска в мире музыки — это не только метафора. Не так уж мало произведений попало в историю исключительно благодаря так называемой красочности. «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, сказочные оперы Римского-Корсакова, симфонические миниатюры Лядова. Дотошные музыковеды установили закономерность: чем больше «колорита», тем меньше «трагедии». Вероятно, здесь срабатывает внутренний закон любого высказывания — либо собеседник любуется красотой языка, либо вникает в содержание; либо лезет в драку, либо наблюдает со стороны за перипетиями. Потому куда привычнее сравнивать опусы Шостаковича с такими художественными жанрами, в которых мало цвета, но много динамики линий, — с плакатом или же с офортом. Но акварель! Интрига налицо. «Украинские акварели» исполняют скрипичную сонату, посвященную Давиду Ойстраху, и Трио памяти Ивана Соллертинского.

«В конце концов, музыканты вовсе не обязаны выбирать репертуар сообразно названию своего коллектива, и в то же время «имя» ансамбля всегда воспринималось как своеобразное выражение его творческого кредо...» — мысли прервались, концерт начался. С некоторым опасением вслушиваюсь в игру и к своему удивлению обнаруживаю, что никакой отталкивающей дисгармонии нет. Вдруг вспомнились стихи Михаэля Семенка — такие пронзительные и такие... красочные, и цикл «Пастели» Павла Тычины, который известен по экспрессивнейшим музыкальным версиям украинских композиторов. Оказалось, что красочность и трагедия мирно сосуществуют в знаковом пространстве именно украинской культуры. Потому исполнение произведений Дмитрия Шостаковича было самобытным и таким неординарным. Доказать это, т.е. описать нюансы интонирования, невозможно, нужно только слушать.

Во втором отделении прозвучали «картинки прошлого», нарисованные уже самим Шостаковичем по стихам Саши Черного и известные как камерно-вокальный цикл «Сатиры». К сожалению, аплодисменты публики гремели после каждой миниатюры, разрушая концепцию вернисажа, принадлежащую композитору, который пародировал «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. Здесь, знаете ли, виновата была солистка — Людмила Войнаровская, которая, как оказалось, все это время скрывала от публики свое потрясающее артистическое дарование. В мимике, пластике певицы все было продумано и отработано настолько профессионально, что если бы не роскошный голос, можно было бы принять ее за актрису драматического театра.

Завершал вечер цикл, части которого написали Мирослав Скорик, Юрий Ищенко, Владимир Губа, Леся Дычко и Валентин Сильвестров. Сами исполнители посвятили его друзьям, которых уже нет рядом с ними. Краски и трагедия. Не из этого ли ткется гобелен жизни?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно