А МОЖЕТ ЛУЧШЕ И «НЕ БЫТЬ»…

22 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Классическое гамлетовское «быть или не быть» чаще всего вспоминается, когда попадаем в действенную ситуацию...

Классическое гамлетовское «быть или не быть» чаще всего вспоминается, когда попадаем в действенную ситуацию. Когда попытки разложить и взвесить все «за» и «против» так и не помогают решить дилемму и вопрос, даже по прошествии времени так и остается вопросом без ответа.

Хотя в последнее время происходит очень много событий, которые оставляют именно такие двойственные впечатления: если нет возможности сделать что-то хорошо, зачем лишь бы как? Именно такие размышления оставил III Международный конкурс балета Сержа Лыфаря, прошедший в нашем городе с 10 по 16 октября на сцене Национальной оперы Украины. В третий раз - уже одно это предполагает определенный опыт в организации, анализ и учет предыдущих ошибок, понятных и объяснимых при первых попытках проведения балетных состязаний, особенно когда речь идет о масштабных, географически широких, многонациональных, именно высокого международного уровня и мирового резонанса. Ведь таким он задумывался изначально, и именно такие впечатления оставил первый конкурс. Высокое титулованное жюри, в котором друзья, ученики, последователи знаменитого танцовщика и балетмейстера, рожденного на берегах Днепра и нашедшего мировую славу в стенах парижского Гранд-Опера. Бесспорно, идея проведения именно балетного конкурса, посвященного памяти и делу великого хореографа, «бога танца», «доброго гения балета ХХ столетия» - так называли современники яркую звезду «Русских сезонов» Дягилева, - благородна и актуальна. Как и совмещение в одном конкурсе артистов балета и балетмейстеров, как дань этим двум граням таланта Сергея Михайловича Лыфаря, кроме всех высоких и почетных титулов названного «великим реформатором современной хореографии». Не умаляя ни на йоту место и личный взнос в развитие советского балетного искусства мастеров русской сцены Юрия Григоровича и украинской Анатолия Шекеры - двоих сопредседателей жюри конкурса, в тоже время ни одного ни другого нельзя назвать ярыми поклонниками именно современной хореографии. Ведь не секрет даже для небогемной публики категорическое ее неприятие Большим театром России, как и абсолютное отсутствие ее же на сцене Национальной оперы Украины. Легкие штрихи, оставленные в официальной летописи современного украинского балета Алексеем Ратманским, Дмитрием Клявиным, Аллой Рубиной, Сергеем Швыдким (кстати, лауреатами двух предыдущих конкурсов), - лишь яркие, но, к сожалению, редкие исключения, не изменившие укоренившуюся политику как Национального театра в частности, так и всего украинского балета в целом.

Не будь конкурса, мы так и не узнали бы, что жизнь продолжается, как и полагается, вопреки всему и всем, и за кулисами, в репетиционных залах живет своей активной, плодотворной жизнью интересная, но не признанная и не обласканная вниманием и почетом Золушка по имени - «современная украинская хореография». Как, впрочем, могли остаться только скромными танцовщиками кордебалета многие и многие талантливые артисты балета, которым именно конкурс дает единственную возможность, уникальный шанс раскрыться, показать себя и одновременно доказать в первую очередь самому себе право и возможность исполнять сложные партии. Именно подготовка к конкурсу, непосредственное участие в нем - проверка характера, силы духа, воли, выдержки, а победа, звание лауреата - это уже серьезная заявка на будущее, право отстаивать свое имя, талант, шанс на признание, способности… Именно так сложилась творческая биография многих победителей. Например, Ирины Дворовенко, обладательницы Гран-при Первого конкурса: ныне примы-балерины одной из лучших балетных труп Америки, или судьба юной звезды Ивана Путрова, работающего ныне в Королевском балете в Лондоне. Татьяна Голякова, Елена Горбач, Максим Мотков, Денис Матвиенко, Артем Ладишин, Александр и Сергей Кириченко, Евгений Кайгородов…. Для них и многих других, бесспорно ярких и интересных талантов - именно конкурс сыграл решающую роль. Как, будем надеяться кардинально изменит дальнейшую творческую жизнь и Третий конкурс, который и повлияет на судьбу всех тех, кому удалось пройти испытания и пережить достойно тяжелую и изнурительную неделю соревнований. Ведь каждому, независимо от результатов, конкурс дал прекрасную и редкую возможность увидеть и оценить способности своих коллег, помог расставить акценты в трактовке той или иной партии, избежать и не повторить ошибок, которые четче и ярче видятся непосредственно во время конкурсных баталий, как хорошие и поучительные профессиональные уроки…

К сожалению, балетной аудитории (кстати, очень многочисленной и ежедневно заполнявшей вместительный зал Национальной оперы во время конкурса) не довелось в этот раз составить мнение о многокрасочном балетном мире конца столетия. 49 танцовщиков и 14 хореографов представляли в основном украинскую, русскую и белорусскую балетные школы. Гости были немногочисленны и, к сожалению, не особенно яркие. О чем свидетельствуют и результаты, вердикт глубоко почитаемого жюри, авторитет которого и география подтверждали международный уровень киевского балетного форума.

Самое яркое впечатление оставили белорусы. Прежде всего балетмейстер Раду Поликтару, чьи работы своим индивидуальным стилем, личностным характером резко выделились на достаточно бледном и однообразном фоне всех трех туров конкурса хореографов. Участник многих престижных международных фестивалей и конкурсов, в частности, в Италии, Чехии, Германии, Японии, Румынии, Болгарии, и в этот раз был удостоен звания лауреата. Правда, разделил третью премию с нашим блистательным танцовщиком, но пока еще начинающим хореографом Сергеем Бондуром. Первые две премии вообще не присуждались. Этот печальный факт - подтверждение драматического состояния украинской современной хореографии, ведь в основном участниками конкурса были не профессиональные балетмейстеры, а танцовщики, постигающие иную стезю.Таков печальный итог многолетнего категорического невосприятия всего, что мир в конце XX века называет современным балетом, и что отечественный, в частности, столичный зритель имеет возможность постигать только благодаря довольно редким гастролям и то не на главной балетной сцене страны.

И все же, пессимистические размышления после праздника - удел свидетелей, пусть даже не так отстраненно воспринимающих сложившуюся ситуацию. Ответ «быть» и только «быть», бесспорно, дадут все, кому этот конкурс даст путевку в большую творческую жизнь. Есть основания поздравить всех, кому Третий международный конкурс балета имени Сержа Лыфаря подарил радость победы.

Первую премию среди артистов (в этот раз никаких возрастных разграничений «старшая и младшая группы», никаких «соло» и «дуэтов», привычных по предыдущим) получили опять же танцовщики из Белоруссии - Юлия Дятко и Константин Кузнецов (кстати, оба - лауреаты III премии Второго конкурса). А также украинские - Надежда Гончар, воспитанницы Е.Стебляк и ученик Н.Прядченко - Евгений Колесник.

Вторая премия присуждена двум русским балеринам - «вагановке» Марии Якшановой и Гузель Сулеймановой, воспитаннице Уфимского хореографического училища, и двум украинским танцовщикам - солисту киевского балета Сергею Егорову (педагог М.Прядченко) и ученику киевского хореографического Александру Жембровскому. Обладателей третьей премии шестеро - Сандра Мюлбауэр (Австрия), Наталия Домрачова, лицеистка «Кияночки», прекрасная одесситка Юлия Трандасир (3-й курс училища искусств и культуры им. К.Данькевича), артист балета Большого театра Сергей Доренский, лицеист «Кияночки» Виктор Ищук и артист киевского балета Нобухиро Терадо (гражданин Японии)… Именно гражданство обладательницы Гран-при Наталии Калиниченко внесло смуту и в данной ситуации: воспитанница киевского хореографического, солистка киевского балета, гражданка России. Так где же получит прописку блистательный Икар?! По гражданству или по существу… Ведь в официальных документах засвидетельствовано: Наталия Калиниченко (Россия)…

Дипломами конкурса отмечены - Марина Хусид (лицеистка «Кияночки», но гражданка Израиля), воспитанница хореографического училища Молдовы Кристина Балабан, Дубалова Ольга (Россия), артистка киевского балета Катерина Тихонович и Евгений Кайгородов как хореограф… Лучшими партнерами признаны солист харьковского балета Анатолий Казацкий и наш всегда удивительно галантный и надежный Евгений Жало.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно