ЗОЛОТОЙ ПАЛЬМОВОЙ ВЕТВЬЮ — ПО РЕПУТАЦИИ БУША

28 мая, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 21, 28 мая-4 июня 2004г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Каннский фестиваль, самый престижный в мире кинофорум, сам по себе является таким ярким событием м...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Каннский фестиваль, самый престижный в мире кинофорум, сам по себе является таким ярким событием международной общественной жизни, что на отсутствие интереса со стороны журналистов, кинокритиков и прочей досужей публики ему жаловаться явно не приходится. И все же количество материалов, освежающих нынешний, 57-й по счету кинофестиваль, беспрецедентно. Львиная доля их посвящена победителю. Впрочем, и остальные участники этой звездной тусовки явно не намерены оставаться в тени.

То, что документальный фильм американского режиссера Майкла Мура «9/11 по Фаренгейту» станет в Каннах сенсацией, было понятно заранее. Лучшего пиара, чем запрет компании Walt Disney своей дочерней компании Miramax на демонстрацию этого фильма в Америке, придумать нельзя было. Это сейчас все говорят о том, что в фильме не оказалось ничего такого, чего читающая Америка не узнала бы о своем президенте (или, как подчеркивает Майкл Мур, всего лишь и.о. президента) из бесчисленных разоблачительных публикаций, появившихся в стране в течение последнего года. Однако «читающая Америка» и «смотрящая Америка» — это все же две большие разницы. Тем более, что в данном случае «смотрела» Европа. Кроме того, хотя документальное кино далеко не все считают чистым искусством, художественная сила этого произведения оказалась потрясающей. Виртуозный монтаж кадров, первые из которых были сняты в ночь президентских выборов 2000 года, а последние — за две недели до начала Каннского фестиваля, на уровне подкорки заставляют собрать воедино тот пазл, который даже не слишком причастным к его сюжету складывать откровенно боязно.

Джордж Буш в качестве нынешнего президента США, в течение семи минут после сообщения о трагедии во Всемирном торговом центре продолжающий читать школьникам Флориды букварь, еще может претендовать на роль человека, способного сохранять хладнокровие в самые критические моменты. Но он же самый, с готовностью принимающий услуги визажиста за несколько секунд до объявления войны с Ираком, заслуживает совершенно иной оценки. К такому выводу можно прийти, всего лишь прочитав отзывы на фильм. Какое впечатление может произвести сам фильм, большинству из нас узнать, возможно, удастся несколько позже. Сообщения о миллиардных вливаниях клана бин Ладенов в убыточные нефтяные компании клана Бушей и срочной эвакуации семейства первых из Америки специальными самолетами при том, что рейсовым самолетам в воздух подниматься не разрешали, несут в себе гораздо больше убийственной информации, чем кадры, запечатлевшие горе матери, потерявшей на войне своего сына. Однако именно эти кадры, сопровождаемые чтением письма, в котором тогда еще живой, молодой и патриотически настроенный американец называет эту войну бессмысленной, останутся опять же в подсознании. Похоже, как раз этого и испугались американские политики, под чьим давлением показ фильма в США был запрещен.

Двадцать пять минут продолжалась овация, которую устроили на официальном фестивальном просмотре фильма. Об этом сообщили практически все ведущие мировые СМИ. И они же поспешили заметить, что рассчитывать на главный приз создателям фильма не приходится — ведь в прошлом году основной причиной, по которой обладающий уникальными художественными достоинствами фильм Ларса фон Триера не получил Золотую пальмовую ветвь, большинство критиков считает его откровенный антиамериканизм. Что уж тут говорить о ленте, заявленной как «документальная».

С другой стороны, кто в наше время верит прогнозам, пусть даже и «самым точным»? Картина Майкла Мура таки стала победителем фестиваля, повторив уникальное достижение для документальных фильмов 1956 года. Впрочем, теперь его все чаще называют рекламным (вернее, антирекламным) роликом. Мур и не скрывает, что основным мотивом, побудившим его взяться за съемки, стало стремление не допустить победы Буша на нынешних президентских выборах. И после того, как его (Мура) объявили победителем, традиционные слова благодарности он посвятил организаторам фестиваля за то, что киноленту увидели европейцы, но больше всего за то, что теперь ее уж точно увидят американцы. Ведь фильм-победитель в обязательном порядке должны демонстрировать у себя все страны — участницы кинофестиваля. Предполагается, что в США его премьера состоится 2 июля — как раз накануне празднования Дня независимости.

Квентин Тарантино, возглавляющий жюри нынешнего фестиваля, не скрывает своего удовлетворения таким исходом дела. Хотя на его долю выпало немало сложных задач. Ведь на фестивале было очень много достойных работ, претендующих на высокие награды.

Как отмечают критики, хотя основной темой на фестивале во Франции была американская, тем не менее самым представительным оказалось азиатское кино: из 19 картин основной программы шесть приехали из Гонконга, Южной Кореи, Японии и Таиланда. Одна из них, «Старый мальчик» южнокорейского кинорежиссера Пак Чан Вука, получила Гран-при фестиваля, а специальный приз жюри достался кинорежиссеру из Таиланда Апичатпонгу Веерасетакулю за фильм «Тропическая болезнь» и актрисе Ирме Холл за роль в фильме «Убийцы леди». Приз за лучшую мужскую роль достался 14-летнему японцу Ягире Ююя («Никто не знает»), а за лучшую женскую — Мэтти Чанг из Гонконга («Начисто»).

Наградами за лучшую режиссуру (Тони Галифф, «Изгнанники») и лучший сценарий (Аньес Жауи и Жан-Пьер Бакри, «Посмотри на меня») отмечены французские ленты. «Золотая камера» за режиссерский дебют досталась Керену Йедая из Израиля («Мое сокровище»), а лучшим короткометражным фильмом признан «Траффик» (режиссер Каталин Митулеску, Румыния).

И все же самые яркие впечатления, не считая «9/11 по Фаренгейту», оставили кинокартины Квентина Тарантино «Убить Билла-2» и Педро Альмодоваро «Дурное воспитание», показанные вне конкурса. Сложность и непостижимость человеческих отношений, «романтическая фрустрация», чувство вины и расплата за нее — эти вопросы будут волновать зрителей и после президентских выборов в Америке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК