В среду закончился Пятый театральный фестиваль «Золотой Лев» («ЗЛ»). Юбилейный «Золотой Лев-2000», к сожалению, отличился некоторым спадом как в количественном, так и в качественном отношении. Если в позапрошлом году было представлено 72 спектакля, то в этом — всего 37. Фестивальная публика лишена была удовольствия лицезреть театральные достижения многих серьезных творческих коллективов из Европы.
Из-за финансовых трудностей на фестиваль не приехали дорогие Французский драматический театр из Парижа, итальянский театр «Пиноккио» из Милана, уличный испанский театр «Сархо», московский «Современник»… Литовский театр Некрошюса должен был привезти «Макбета». У каждого из трех приглашенных «Ричардов-ІІІ» (литовского, польского, украинского) нашлась своя уважительная причина, чтобы не попасть во Львов: Римас Туминас предпочел «Театральную конфронтацию» в Люблине и «Балтийский Дом» в Санкт-Петербурге, у гданьского театра только-только поменяли администрацию, не устроили условия одесситов. Гонорарных спектаклей на фестивале практически не было. По причине бюджетной недостаточности и жюри получилось «чрезвычайно компактным».
Из именитых конкурсантов «ЗЛ» уважили безотказный для львовян Роман Виктюк со своим спектаклем «Механическое пианино, или Ангелы смерти» и один из трех китов польской режиссуры последних трех десятилетий (который остался после Гротовского и Кантора) Юзеф Шайне со спектаклем «Deballage». Кому не знакомо творчество этого польского авангардиста, вкратце сообщаем: Шайне, являясь еще и художником, визуальную сторону постановок делает одним из главных выразительных средств.
Конечно, только за счет этих двух имен сохранить звание международного фестивалю не удалось бы. Престижный статус вытянули в основном камерные театры «бывших своих», «постсоветских» России, Беларуси, Грузии, Армении и «постсоцлагерных» Польши, Болгарии, Словении, Чехии. Щедрой рукой в фестивальную афишу были включены спектакли львовских театров, многие из которых — премьерные. В сетке расписания фестиваля появился даже спектакль театра «І люди, і ляльки», квалифицируемый львовской арттусовкой самодеятельным. Откровенно самодеятельным был польский народный театр львовского Дома учителя. (Добрую часть львовских спектаклей автор данной статьи описал ранее. А «з доробком» киевских Театра «на Подолі», «Сузір’я», «Молодого театра», Экспериментального театра читателей «ЗН» ознакомили столичные критики.)
«Засилье» отечественного спектаклепроизводителя какому-нибудь ехидному наблюдателю могло показаться стремлением компенсировать отсутствие зарубежных приглашенных. Директор фестиваля Ярослав Федоришин говорит, что это не так, что это просто «желание показать больше украинских коллективов». Как художественное достижение фестиваля оргкомитетом трактуется некоторое отступление от «чистоты жанра». В него были включены просто музыкальные программы, вроде концерта японских барабанов в исполнении киевского квартета «Ars Nova». Нынешний «ЗЛ» старался избавиться от «излишнего аристократизма» и явился пред толпою шестью уличными спектаклями. И за продекларированным принципом «классика глазами эксперимента» «ЗЛ» следил не строго.
Несмотря на «финансовую диету», «ЗЛ» в ближайшем будущем собирается стать ежегодным. Основной конкурс будет проходить, как и прежде, через год. А в «неосновной год» планируется проводить отбор на международную фазу зарубежных уличных и украинских стационарных театров.