«ЗОЛОТОВЕРХИЙ КИЇВ» В ОСЕННЕМ КИЕВЕ

06 ноября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 45, 6 ноября-14 ноября 1997г.
Отправить
Отправить

В осеннем букете киевских фестивалей академической музыки пополнение. Имя новичка - Первый хоровой фестиваль «Золотоверхий Київ»...

В осеннем букете киевских фестивалей академической музыки пополнение. Имя новичка - Первый хоровой фестиваль «Золотоверхий Київ». Произведения одного композитора, три хоровых коллектива, один концерт в Национальной филармонии - а можно ли называть это фестивалем?

Сомнения скептиков были развеяны мгновенно. Во-первых, концертом в филармонии «Золотоверхий Київ» только начинается. Он, по замыслу организаторов - а это Главное управление культуры г.Киева и Фонд содействия развитию искусств Украины - имеет высокую цель: возрождение национальных шедевров, хоровых древностей и раритетов, а также исполнение партитур современных украинских композиторов. Совершенно ясно, что одной акцией такая задача не выполняется. Отсюда - «рассредоточенная» фестивальная программа. Во-вторых, фестиваль - это событие неординарное. А для исполнения композитора - Виктора Степурко, и для любителей хоровой музыки этот вечер в Колонном зале стал настоящим праздником.

Высокий тон концерту сразу же был задан великолепным звучанием камерного хора «Киев» под руководством Николая Гобдыча. Нет нужды представлять этот коллектив - он хорошо известен не только в Украине, но и в Европе, - «Киев» успешно гастролировал в Ирландии, Англии, Голландии, Германии, Дании… «Киев» - обладатель трех Гран-при европейских хоровых конкурсов, участник многих фестивалей; в активе хора - семь компакт-дисков, записанных на пяти фирмах с мировым именем. Концерт в филармонии подтвердил: хор «Киев» в превосходной форме, у него прекрасные наработки - и он ищет, не останавливаясь на достигнутом. А материал для поиска был благодатнейший: в творчестве Виктора Степурко, «изнутри» знающего тонкости хорового звучания, переплелись история и современность, духовное и светское, традиция и эксперимент. В первом отделении звучала музыка на духовные тексты и обработки киевских распевов. В «Пяти духовных хорах», обрамленных двумя каноническими молитвами - «Отче наш» и «Верую», - покорили и звук, по-настоящему камерный, легкий, прозрачный; и красочные эффекты - любование «застывшими» терпкими наложениями голосов. В «Киевских распевах» очень удачным было темповое решение. В обработке Виктора Степурко и трактовке Николая Гобдыча распев «Услыши, мя Господи» приобрел новые, более современные краски; а в «Архангельском гласе» вдруг проступили черты партесных песнопений и кантов. Для В.Степурко хор - это не ограниченный собственно хоровыми возможностями инструмент; композитор мыслит хор как своеобразный синтезатор звука, которому доступны самые разные эффекты - от звукоподражательных, вызывающих аналогии со звучаниями природы (ветер, крики чаек) - до интрамузыкальных, ассоциирующихся со всем богатством стилей музыки ХХ века (сонористика, джаз). Во втором отделении концерта, где исполнялась светская музыка, эта позиция композитора была раскрыта необыкновенно ярко: и в выступлении женского хора Национального педагогического университета (дирижер Людмила Байда, солисты Л.Войнаровская и Н.Гобдыч), и в пении женского хора Киевского музыкального училища (дирижер - Галина Горбатенко). Театрализованная мистерия-диптих «Супраментальный сон», прозвучавшая в их исполнении, привлекла слушателей оригинальностью решения. С одной стороны - великолепное звучание, тонко выстроенное исполнение, с другой - поиск синтеза хорового звучания и хореографии.

«Концерт» памяти Николая Леонтовича, хоровая картина-диптих «Притча со-Творіння», премьера «Псалома 136» - «Дякуйте Господу» - хоровое творчество Виктора Степурко было представлено разнообразно и полно. Слушатели убедились: Степурко - один из наиболее интересных современных украинских композиторов, пишущих для хора. А дирижеры, интерпретировавшие его партитуры, - музыканты европейского уровня. Ведь как по-разному вели они хор! Н.Гобдыч - яркостью дирижерской манеры добивается именно такого звучания хора «Киев». Л.Байда - мягко, «кантиленно», с прекрасным звуковедением; Г.Горбатенко - несколько сдержаннее, «графичнее», но очень точно и выверенно. Действительно, именно благодаря этим прекрасным исполнителям, слушатели смогли погрузиться в неповторимый мир музыки Виктора Степурко - духовный, тонкий, «супраментальный»…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК