Язычник. Темный дикарь, по глупости поклоняющийся только тому, что он может видеть и ощущать.
Амброз Бирс, из «Словаря сатаны»
Еще в седые мифологические времена в Аркадии родился мальчик. Появился он на свет бородатым и заросшим волосами, страшно испугав маму — нимфу Дриопу, но очень развеселив отца Гермеса и других богов-олимпийцев. И потому нарекли младенца именем Пан, означающим «понравившийся всем». Дотошные языковеды дают и другое толкование этого имени — «плодородный». Что ж, думаю, нашему герою, добравшемуся из древнегреческой старины в наши постиндустриальные времена, вполне подходят эти характеристики. Ведь он сохранил и языческую несдержанность чувств, и влюбленность во все прекрасное, сменив только свое имя. Сегодня его зовут Александр Миловзоров, и он только что презентовал в галерее «Лавра» свой новый художественный проект «Золота доба & рефлексії». Я внимательно присматривался к людям, собравшимся на открытие выставки (их было на удивление много — как на бесплатной дегустации пива), и сделал вывод — большинство из них пришли с искренним желанием пообщаться с автором и его искусством. И добрые слова Дмитрия Павлычко, и его поклон художнику были квинтэссенцией общего настроения. А ведь на выставках, где присутствует элемент поп-арта, часто невольно возникает желание попросить у автора пару документов: диплом о художественном образовании и справку от психиатра.
Работы Александра Миловзорова не вызывают никаких сомнений относительно его универсальных талантов. Удивительно: мастерство художника, как еще одного мифологического персонажа — царя Мидаса, превращает все, к чему он прикасается, в золото — то есть в произведение искусства. Неприглядные куски ржавого железа, к которым прикоснулась кисть мастера, превращаются в изысканные гобелены. Композиции из электронных плат, кукол, манекенов, фрагментов старой мебели становятся символами бездуховного синтетического мира. Контрастом и обнадеживающим фоном для этих техницистических работ являются фольклорно-оптимистические и выполненные традиционными материалами (гуашь, масляные краски) композиции, хоть сделаны они и не совсем в академической манере. Посетители все же перевернули один из экспонатов выставки, разлетелось на осколки стекло. Но, наверное, это на счастье...
Сразу две галереи — «Триптих» и «Карась» выделили свои экспозиционные площади для членов необыкновенной творческой семьи. Нелли Исупова представляет свою керамику. Ее младший сын Илья — живопись.
Скажу прямо: даже высокое искусство в больших объемах утомляет. В Киеве его, конечно, не столько, сколько хотелось бы, но вполне достаточно, чтобы забить мозг впечатлениями доверху. Но на выставку Нелли Исуповой я пришел дважды, и во второй раз даже прихватил с собой сына. Замечательное искусство. Хотя на первый взгляд — примитивизм, о котором дилетант, хмыкнув, скажет: «Что же тут такого сложного и выдающегося, и я так смогу». В действительности достичь этого уровня смог только один человек — настоящий мастер Нелли Исупова. Разноцветные фигурки людей, рыб, птиц, керамическая одежда и обувь (для кого?). Удивительные сочетания этих существ и предметов — и утилитарные, и пригодные только для изумленного рассматривания. Если эта скульптура будет на музейном стенде — возле нее непременно остановятся экскурсанты. Если она окажется в вашем доме — возникнет желание сделать весь окружающий мир таким же сказочно-искренним и гармоничным.
Живопись Ильи Исупова ведет какую-то загадочную игру с теми, кто пытается с ним общаться.
Некоторые работы вызывают сначала скептицизм относительно технического мастерства автора — они грязновато-тусклые и чрезмерно трудоемкие, что часто характеризует манеру молодых трудолюбивых авторов. Но совсем рядом — почти безупречные работы, в которых чувствуется рука мастера. Наверное, произведения Ильи Исупова достаточно частные: одни и те же лица снова и снова появляются на различных холстах. Я пытаюсь понять суть полотна, на котором изображен мальчик, управляющий лодкой среди бушующих волн, на корме, среди сумок-мародерок — девочка, держащая в руках пакет с... человеческой головой. Конечно, у жителя Украины это вызывает однозначные ассоциации.
Почему на холстах так много татуированных тел? Автор стремится многое сказать зрителю, но, кажется, еще больше скрывает...
Очень хотелось бы познакомиться и с искусством старшего сына Нелли Исуповой — Сергея, тоже выдающегося керамиста, который, как нам известно, успешно работает в США.
«Галерея, 36» — «Романтичний пейзаж». Посетители смогут увидеть там действительно то, что анонсируется в названии этого художественного мероприятия, — достаточно технически разнообразную и эмоционально насыщенную выставку. Авторы поражают иконостасами — нет, не государственных наград (в нашем искусстве это часто гарантия не художественных, а несколько иных способностей), а признаний успехов на отечественной и зарубежных творческих аренах. Впрочем, мне никогда не было стыдно за достижения наших художников. Стыдно за то, что единственная активная реакция на эти свершения у наших профессиональных покровителей культуры — зависть и мгновенный пересчет своей чиновничьей зарплаты в стоимость произведений, проданных нашими художниками на Западе. Хотя это так просто — берешь кисть в руки — и мир у ваших ног. Правда, мешает пустячок — нужно упорно работать...
Но лучше поговорим о романтическом пейзаже. Алексей Власов. Оригинальная трактовка темы Ноева ковчега — летящий темный корабль без парусов, перекрещенные голые мачта и рея, на носу — череп барана. Нерадостная атмосфера. Но из темного окна рука выпускает двух голубей. Предскажут ли они конец потопа? Надежды мало. Совсем не случайно работы этого автора есть даже в Третьяковской галерее.
Виктор Гукайло. Будто бы покрытый маревом времени пейзаж, по настроению очень похожий на работы старых западноевропейских мастеров. Но холст, кажется, еще пахнет краской. Так вот, он из XXI столетия.
Андрей Злобин. Монументалист. Художник театра. Фантастические пейзажи. Дух античный, дух готический. Эх, если бы театр наш дотягивал до уровня его художников!
Николай Журавель. Город. Море. Небо. Сознательно — почти детский стиль. Но это совсем не раздражает. Наоборот, эта живопись несет покой.
Галерея «Андріївський узвіз, 3» — выставка «Живопис України другої половини XX століття». Утомленные всепроникающей идеологией художники находят в этом непроницаемом бетоне несвободы щель — пейзаж и натюрморт. Наверное, только тут художники могли найти приют и выложиться в полную силу своих способностей. Выставка производит замечательное впечатление. Какие имена! Й.Бокшай, А.Шовкуненко, Ф.Захаров, В.Чегодар, С.Кручаков, В.Одайник. Честь и слава этим людям. Вот у кого нужно учиться!
В Национальном художественном музее завершается выставка «Феномен українського авангарду». Давид Бурлюк, Анатоль Петрицкий, Казимир Малевич и другие. Интересно. Стоит подойти вплотную к работам этих мастеров, внимательно присмотреться к каждому мазку, к каждой линии. Вы поймете, что эти почти канонизированные художники были живыми людьми. Жаль, что фотографировать в музее запрещено, а стоимость каталога выставки — 90 гривен — заставляет вздохнуть. Искусство уже не принадлежит народу?