В кулуарах «Пiсенного вернiсажу» среди напряженных артистов, суетливой прессы и разношерстной толпы поклонников вдруг натолкнулся на Андрея Мыколайчука, лауреата всех фестивалей и всех призов зрительских симпатий, которые существуют в Украине. Как всегда веселый и независимый, а когда надо - собранный и философствующий, Мыколайчук поделился своими соображениями о фестивалях, о текущем моменте, о бытии и одинокой своей экзистенции.
- Андрей, каковы ваши личные впечатления от фестиваля?
- У артиста нет впечатлений, у артиста есть творчество. У настоящего художника творчество должно быть прекрасным. Только ты начинаешь думать о моменте оценки, кулуаров и тому подобных вещей у тебя портится настроение.
Я выбираю свое творчество. У меня столько было разных, диаметрально противоположных оценок собственного творчества, что мне трудно говорить об еще одном фестивале, лауреатом которого я являюсь. Лауреатство мне дали в прошлом году, ну а в этом не дали. Так что мне, утопиться?
- С самооценкой понятно. А как вам решения жюри? Они справедливы?
- Знаете, в искусстве никогда не будет объективной оценки произведений. В спорте это возможно: он первый разорвал эту ленту - оценка десять и пять. В искусстве такой момент отсутствует. Например, как человек яркого лирического характера, поэт будет оценивать текст Андрея Мыколайчука «Розпитай коня»? Это трудно сделать человеку, доминантой которого есть лирическое начало. Другое дело, что Андрей Мыколайчук также и автор многих красивых лирических песен. И поэтому если бы лирик оценивал мое лирическое творчество - понимание было бы возможно. Если же он оценивает мою гротескную грань - это трудно. Я думаю, проблема эта вечная. Можно менять состав комиссий, источники финансирования, но оценка в искусстве всегда останется очень слабым местом.
- Интересно, какой из украинских фестивалей для вас самый дорогой и близкий?
- «Червона рута». Потому что нигде имидж лысого и босого и песня «Пiду втоплюся» не были бы восприняты адекватно, только лишь на этом конкурсе в 89 году - там я успел на свой последний поезд, я уже чувствовал, что начинаю стареть...
Другое дело, что сейчас в этом конкурсе пошла сильная ориентация по жанрам и ориентация артистов на жанровые ценности. Это снимает с них ответственность за то, что они еще не расцвели индивидуально. То есть жанрово они такие, как об этом говорит продюсер «Червоної рути», но индивидуально ему еще нужен год-два, чтобы расцвести. Довольно сложный вопрос в лаборатории искусства.
Поэтому артист - это все-таки не оценка других, это - сольный концерт. Я гастролирующий певец, у меня есть свой сольный концерт - там моя ответственность. А кулуарные разговоры - всегда «за - против», мнений много.
- Банальный вопрос: над чем работаете, какие планы?
- Никаких творческих планов не вижу. Сквозь тебя течет время, сквозь тебя течет жизнь. И я заметил, что иногда наивысшим пилотажем в моей жизни было то, что я принимал случай, ломился на этот случай и плыл с его течением туда, куда он меня вел. Поэтому планы и случай - вот проблема. Что важнее из них?
Боюсь, единственная ситуация - это жить здесь и сейчас и быть чутким к тому, что дает тебе судьба.
- Другими словами «плыть по течению»? Вы выбрали такую философию?
- Это не философия, это - искусство. Знаете, можно говорить - плыви по течению, но каждый человек имеет настолько свое «Я», что он никогда не будет плыть по течению идеологически, плыть по течению можно бытийно, экзистенциально.