В самой восточной точке Керченского полуострова — городе Керчь вот уже шестой раз проводится международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны». Задуманный когда-то энтузиастами фонда «Боспор» во главе с председателем постоянной комиссии ВР АРК по культуре, делам молодежи и спорта Т.Умрихиной, поставившими перед собой цель привлечь внимание к истории, к древним цивилизациям этого края, в первый год своего существования фестиваль был посвящен исключительно античной драматургии в современных театральных интерпретациях. Но со временем организаторы и вдохновители фестиваля почувствовали необходимость расширения поля культурных исследований. Постепенно «Боспорские агоны» «обрастали» новыми страницами. В общем, налицо стремление приблизиться к модели античных боспорских агонов, соревнований в различных областях искусства, спорта, общественной жизни. Подобное многообразие позволяет составить некий целостный комплекс культуры и задействовать большое количество участников, демонстрирующих свое мастерство.
Неделя «Боспорских агонов» превращает Керчь в красочный центр античности. У подножия древней Митридатской лестницы, где расположен склеп покровительницы города богини Деметры, обычным делом становится встреча с античными богами, гладиаторами, сатирами, гражданами в белоснежных туниках, героями мифов, самим Золотым грифоном, символом Керчи. Традиционными стали научно-практическая конференция «Античность и драматургия», мастер-классы известных актеров, принимающих участие в работе жюри, презентации новых изданий. В этом году была представлена книга «Сказки и легенды Боспора Киммерийского».
В качестве гостей фестиваля присутствовали народный артист России А.Филиппенко, принявший участие в награждении победителей литературного конкурса и подаривший керчанам свою литературно-музыкальную композицию «От Зощенко до Акунина»; коллектив Крымского русского драмтеатра им.М.Горького, показавший спектакль «Мастер и Маргарита», солисты московских музыкальных театров М.Андреева «Геликон-опера» и Д.Трапезников «Новая опера», пианист А.Спивак.
И все же профессиональный театральный конкурс — главное событие фестиваля, привлекающее зрителей, не имеющих в городе собственного театра. Задачи, которые ставили перед собой театральные коллективы, предложившие на конкурс собственные интерпретации античной драматургии, схожи. В них представлен сегодняшний взгляд на античные сюжеты.
У членов жюри во главе с народной артисткой Украины Л.Кадыровой особых разногласий не возникало, лидеры и аутсайдеры легко определялись. Два театра — Московский на Перовской, показавший спектакль «Святополк окаянный» В.Романова, и Львовский «І люди, і ляльки» со спектаклем «Пионовый фонарь» С.Энтэ — не придерживались строго античной тематики. В моноспектакле «Пионовый фонарь» актером была разыграна многофигурная древняя японская легенда о любви, а москвичи показали античность, что называется, древнерусского образца. Пластический и музыкально-шумовой ряд медитативно втягивали зрителей в неуютное пространство безжалостных последствий поклонения языческим божествам.
Австрийский «THEATERmeRZ» представил «Медею» Эврипида предельно современной историей. Режиссер В.Бернхардт и сценограф И.Лещенко создают на открытом пространстве сцены подобие Колхиды с маленьким бассейником—Черным морем посредине. Декорации — натянутые полиэтиленовые полотнища. Они прозрачны и одновременно создают стены дома. В современных костюмах, с модными чемоданами, Медея (С.Егорова) и Ясон (В.Бернхардт) начинают совместную жизнь. Семейная идиллия громко фиксируется щелчками невидимого фотоаппарата. Ультрасовременной находкой можно считать момент рождения детей Медеи. Она надувает голубенькие воздушные шарики, и вот уже счастливые родители бережно убаюкивают шарики у себя на руках. Эти шарики-дети становятся игрушками в руках взрослых страстных родителей. Их ждет трагическая судьба. Момент смерти, предопределенный с самого начала, для детей наступит мгновенно, они «лопнут» от руки Медеи. Психологический надрыв, попытка в диалоге исследовать процесс перехода любви в ненависть, истоки измены — на этой почве развиваются события античной трагедии, которые не прерываются и находят свое продолжение во времени. Интересные выразительные образы, своеобразная подача адаптированного текста, взаимное притяжение и отталкивание, эмоционально исполняемое артистами, приводят в баланс казалось бы нестыкуемое — античное содержание трагедии и ее современное изложение. Спектакль был отмечен дипломом за лучшую женскую роль.
Лучшая мужская роль нашла своего героя в спектакле «Роман о лисе и винограде» Г.Фигейредо муниципального театра «Парафраз» российского города Глазов. Им стал исполнитель роли Ксанфа П.Филиппов, продемонстрировавший богатую палитру актерских приспособлений в роли глупого философа, поспорившего, что он выпьет море.
Крымский украинский музыкальный театр привез на фестиваль мюзикл «Лисистрата» по комедии Аристофана. Очевидно, актуальность национальной проблемы в Крымском регионе настолько остра, что даже в украинском театре спектакли играют на русском языке. В чем-то даже трагическая ситуация борьбы женщин во главе с Лисистратой, решивших лишить своих мужей супружеских услад, описанная древнегреческим «отцом комедии», в спектакле Крымского театра превращается в откровенный балаган, низкопробное варьете. О вразумительном режиссерском решении говорить не приходится. Спектакль выстраивается как эстрадный концерт с песнями, подтанцовками, эдакая литературно-музыкальная композиция, полностью исключившая законы драматического действия. Пьеса Л.Филатова изобилует откровенными скабрезностями, которые безвкусно и пошло озвучиваются актерами в эстетике годов
50-х. На сцене стоит крик, преувеличенные эмоции, мизансцены не изобретательны, «мостиком» в современность становится присутствие в стане женщин двух переодетых «голубых» с соответствующими ужимками.
Лидером и победителем творческого соревнования стал спектакль по пьесе Софокла «Эдип» Одесского украинского муздрамтеатра им.В.Васылько в постановке киевского режиссера Д.Богомазова. Спектакль получил награды за «Современное прочтение античной темы» и «За лучшую режиссуру». Грандиозную картину мира разворачивает Д.Богомазов, интерпретируя древнегреческую трагедию. Сценический «мир» представлен своеобразным садом оживших древнегреческих скульптур. «Эдип», придуманный Д.Богомазовым и творческой группой (художник А.Друганов, музыка — А.Кохановский, А.Курий, хореография Л.Венедиктова), — сплошная метафора. Поражаешься глубине потрясения, способной, благодаря изобретенному художественному коду этой истории, привести зрителя к эмоциональному катарсису. Форма здесь мощно поддержана содержанием. Исследуемый обычно в софокловой трагедии «эдипов комплекс» для Богомазова не предмет внимания, он создает конструкцию образа человека, облеченного властью, данной ему свыше (читай, захваченной, полученной незаслуженно). В «Эдипе» отсутствуют крайности бытового либо символистского трактования, найден идеальный вариант прочтения древнего текста с учетом полифонии звучания происходящего и многомерностью осознания величия эпического.
Радовало, что и самодеятельные театральные коллективы стремятся не отставать от профессионалов. Ценным видится желание молодых любителей обращаться к высокой драматургии, пробовать свои силы на образцах античного искусства. Приз победителя среди аматоров получил керченский студенческий театр КМТИ «Отражение» за спектакль «Земля богов» по мотивам произведений Гомера.
Парад муз на Боспоре завершился. Здесь особенно остро чувствуется, что талант — награда богов. Радость обуяла бы античных драматургов, узнай они, что их творения не лежат мертвым грузом на полках библиотек, а волнуют умы потомков. Когда-то давно они написали о себе, своих переживаниях, а люди продолжают идти жизненными маршрутами, проложенными для них дальновидными предками.