Осень во Львове всегда богата на яркие творческо-культурные мероприятия. Открытие театральных сезонов, проведение пользующегося неизменной популярностью музыкального фестиваля «Контрасты» и такого же театрального «Золотой лев», масса интересных выставок, концертов… Словом, после летнего перерыва соскучившаяся по тонким эмоциональным впечатления львовская публика с радостью заполняет залы. И хотя театральный сезон в Национальном украинском драматическом театре имени М.Заньковецкой начался совсем недавно, актеры, по сути, мало отдыхали и летом. Они побывали на гастролях в Сумах и Полтаве, а в конце сентября — в Донецке. Благодаря Министерству культуры и искусств Украины стал возможен интересный творческий обмен между двумя театральными коллективами: во Львов на 10-дневные гастроли приезжал Донецкий академический украинский музыкально-драматический театр со своми ведущими спектаклями, а в Донецке в это же время гастролировали заньковчане. К слову, донецкий театр не был во Львове 45 лет, а львовяне в Донецке — 25 лет, так что знакомство, по сути, происходило заново.
Как в одном, так и в другом городе все спектакли прошли при полном аншлаге. Донецкий коллектив продемонстрировал на сцене львовского театра виртуозное владение формой, когда в стремительном ритме произносятся монологи и диалоги, проделываются неимовернейшие трюки, перемещения, падения и т.д. в придачу с танцами, песнями, прибаутками. Нередко актеры занимали не только всю сцену, но и задействовали оркестровую яму, балконы и ложи, выходили в зрительный зал в массовых и особо зрелищных постановках — «Энеиде» И. Котляревского, «За двумя зайцами» М.Старицкого, «Любви в стиле барокко» Я.Стельмаха. Интересная режиссура, сценография, но она не была бы такой зрелищной, если бы актеры не выкладывались до конца, проводя в неимоверном ритме весь спектакль. Иной была постановка «Девять ночей… девять жизней» М.Вишнека, где на сцене присутствовали только двое — Он и Она, и актеры пытались максимально углубиться в психологию своих персонажей. Гастроли во Львове показали хорошую творческую работу донецкого театра с полной самоотдачей.
Что касаетя заньковчан, то театр уже давно работает именно в психологическом плане. Быть может, на его сцене не так уж часты зрелищные массово-лубочные сцены, большое скопление актеров. Там все более размеренно, а режиссеры чаще нацеливают актеров на проникновение в глубину характеров героев, их переживаний, настроения. Это понравилось донецкому зрителю, который с большим удовольствием принял творчество львовян. Так что обе стороны остались довольны.
А потом во Львове состоялось торжественное открытие нового театрального сезона, посвященного
150-летию со дня рождения замечательной украинской актрисы Марии Заньковецкой, имя которой многие годы носит театр. Вначале торжество было проведено в Киеве, на общегосударственном уровне, а потом уже во Львове, в ее родном театре, который актриса так активно создавала, а потом до конца жизни опекала. Заньковчане показали отрывки из спектаклей, в которых она некогда блистала, а также вновь воссоздали эпизоды из замечательной постановки «Мария Заньковецкая», бессменно и всегда с аншлагом шедшей на сцене театра 22 года, хотя цензура «резала» ее семь раз. Тем не менее в гастрольных турне спектакль объехал все театры не только Украины, но и бывшего Союза. Через него прошли все поколения заньковчан. А нынче жизнь Марии Заньковецкой, пусть и в отдельных сценах, предстала перед львовским зрителем вновь, теперь уже в исполнении младшего поколения артистов. Это была прелюдия, а уже на следующий день львовяне увидели «Оргию» Леси Украинки, недавнюю премьеру, которую театр показал и в Донецке, хотя в репертуаре донетчан также есть «Оргия», как, впрочем, и спектакль Я.Стельмаха «Любовь в стиле барокко» (у заньковчан он называется «Мій коханий нелюб»), и «Милий друг» Мопассана. Но это совершенно разные постановки, хотя авторство одно и то же …
Несмотря на то что сезон только начался, львовский зритель уже ждет ближайшую премьеру театра — пьесу французского драматурга Жанна Ануя «Приглашение в замок», которую на большой сцене ставит режиссер Алла Бабенко. Следующей премьерой будет сценическая версия романа Э.М.Ремарка «Три товарища» в постановке Вадима Сикорского. В дальнейших планах — «Сава Чалый» И.Карпенко-Карого и комедия западноукраинского (неоправданно забытого) драматурга А.Цеглинского «Торговля жемчугом», в которой рассказывается о колоритной галицкой интеллигенции. Пьеса уже в работе. А далее «Антигона» Ж.Ануя… Маленькие зрители под Новый год увидят украинскую народную сказку «Ивасик-Телесик».
Нужно отметить, что в этом сезоне театр начал преображаться и внешне. К юбилею М.Заньковецкой правительство выделило средства на его ремонт. К слову, это первый театр во Львове, который с незапамятных времен был известен как театр Скарбека (его основателя) и построен на месте Нижнего замка. Уже значительно позднее его переименовали. Так что здание старинное и давно нуждается в ремонте, о котором коллектив мечтал многие годы, но не имел на это средств. И вот теперь, благодаря круглой дате со дня рождения патронессы, он получил возможность начать не только внешнее, но и внутреннее обновление своей обширной территории.