Театральная жизнь Украины может похвастать, без преувеличения, одним уникальным рекордом: почти четыре десятилетия продолжается перманентный ремонт Закарпатского областного музыкально-драматического театра. Менялись эпохи и руководство, актеры и режиссеры, но абсурдная драма «ремонт» уже чем-то походит на трагедию… Ведь не одно поколение деятелей исскуства из-за таких «ремонтов» лишено возможности полноценно работать.
В свое время проектанты решили возвести в самом маленьком областном центре Украины огромное здание площадью почти 15 тыс. кв. м. Работы начались еще в начале 70-х. И спустя несколько лет объект превратился в почти безнадежный долгострой.
Строительство периодически возобновлялось благодаря активности партийного руководства Ужгорода. Однако частые перерывы и советское качество привели к тому, что строители в конце концов сами запутались в сложных конструкциях и прекратили работы.
Театр открыли в 1986 году, доведя его до 70% готовности. О полноценном отоплении здесь даже речь не шла, поскольку здание, в котором по проекту предусматривалась отдельная котельная со специальным температурным режимом, подключили к общегородской теплосети.
Из-за некачественно проложенных коммуникаций в отдельные помещения театра невозможно было подать воду, шахту лифта для подъема продуктов в буфет строители «случайно» заблокировали бетонным перекрытием, плохо выполненная декоративная облицовка в любой момент могла обрушиться и кого-то травмировать...
Первого директора руководство области уговорило принять здание, пообещав сразу же начать капитальный ремонт. Однако официально главный очаг культуры края так и не ввели в эксплуатацию. Компетентная комиссия категорически отказалась подписывать акт из-за многочисленных конструктивных недоделок.
Согласно инструкциям Минкульта, здание для массовых мероприятий каждый сезон допускает к эксплуатации специальная комиссия. Закарпатский драмтеатр не получил такой допуск ни разу — члены комиссии просто не рискнули взять на себя ответственность.
Так же неофициально, через бухгалтерскую книгу, театр передавался от одного директора другому.
После распада Союза облсовет самовольно перевел театр в свое подчинение (хотя для таких решений должно быть согласие Кабмина). Это не изменило ситуацию. Область удосужилась выделять средства только на зарплату коллектива, неполноценное отопление и мелкие текущие ремонты, суть которых сводилась к тому, что мастера, осмотрев запутанные коммуникации и конструкции, докладывали руководству — починить какую-то часть здания невозможно, нужно менять все! После чего работы сворачивались.
Нечто похожее происходило и с творческим коллективом, который поначалу обладал немалым потенциалом. Из стен облмуздрамтеатра в разное время вышли известные в театральном (и не только) мире фигуры, такие как Виктория Гресь, Станислав Моисеев, Михаил Фридман, Алексей Вертинский. Все они нашли другое место работы. И это не удивительно, ведь зарплата у закарпатских деятелей искусства оказалась самой низкой в Украине, а серьезную работу по привлечению новых кадров никто не вел. Последние годы творческий коллектив работал фактически на основе самодеятельности.
***
В 2005-м, с назначением на должность директора Анатолия Рошко, театр получил импульс для развития. Новый руководитель смог организовать семь премьерных спектаклей в год (вместо одного-двух, как было ранее) и даже всеукраинский гастрольный тур.
О том, как артисты ездили по Украине на старых советских автобусах, ломавшихся почти каждый час, можно писать отдельно.
Впервые за свою историю театр смог заработать 480 тыс. грн. (при плане 200 тыс.). С таким же энтузиазмом А.Рошко принялся приводить в порядок и само здание. Театр осмотрели специалисты двух столичных институтов и документально подтвердили — здание находится в аварийном состоянии и представляет угрозу для зрителей и работников театра. С этими документами директор начал «осаду» Кабмина, добился встречи с тогда еще вице-премьером по гуманитарным вопросам В.Кириленко.
В 2006 году Кабмин стал выделять средства на реконструкцию. Сметная стоимость работ составила 16 млн. 453 тыс. гривен. Сумма, бесспорно, внушительная, однако то, как ее начали «осваивать», сразу вызвало сомнение, что театр когда-либо доведут до ума.
Подготовить проект реконструкции драмтеатра согласились два столичных института. Однако стараниями областных властей эту ответственную работу поручили небольшому учреждению из Хуста (райцентр на Закарпатье). В конце концов проект, за который из бюджета заплатили 300 тыс. грн., подготовили, но в театре его до сих пор никто не видел! На тендере подрядчиков победила одна из ужгородских фирм, имевшая, как писала местная пресса, прямое отношение к тогдашнему руководству области.
Работы начали с ремонта крыши. Для их выполнения подрядчик, по «рекомендации» начальника управления культуры, привлек фирму из одного из районных центров. Мастера при помощи колесика и веревки поднимали ведрами материалы и сами посмеивались — так «на шару» не работали даже при коммунистах...
Не прошло и года, как кровлю пришлось ремонтировать снова. На это ушло несколько миллионов гривен. А тем временем крыша и после второго ремонта протекает в двух местах. Директора А.Рошко, который пытался протестовать против такой халтуры, весной 2007 года уволили, чтобы, как говорится, не путался под ногами (даже несмотря на то, что с ним был подписан контракт до 2011 г.).
После этого ремонт продолжался практически бесконтрольно до декабря прошлого года.
Затем работы прекратили и больше не возобновляли. Некоторые особенности реконструкции театра в начале года проиллюстрировали заявления правоохранительных органов и высокопоставленных чиновников. Так, областное КРУ во время ревизии финансово-хозяйственной деятельности драмтеатра обнаружило финансовых нарушений на сумму 2 млн. 100 тыс. грн. А министр культуры Михаил Кулиняк прямо заявил: «Здание Закарпатского драмтеатра находится в аварийном состоянии, здесь разворовано на сотни тысяч мрамора, цветных металлов из отделки строения...»
***
Нынешний директор театра Олег Зайцев прокомментировать «ЗН» ход восстановительных работ отказался, отметив, что руководит только творческим процессом, а ремонт контролирует управление капитального строительства областной госадминистрации.
Впрочем, результаты можно оценить и без комментариев. Стоит только осмотреть здание.
Картина производит гнетущее впечатление: стены ободраны, плитка с потолка обвалилась из-за протекания крыши, стеклопакеты вставлены со щелями и в здании свободно гуляют сквозняки... Качество сварочных работ установленных по периметру театра металлических перил таково, что, когда один из рабочих облокотился на поручень, весь пролет «съехал» с места и едва не рухнул. В конце апреля администрация театра составила акт осмотра выполненного подрядчиком ремонта и пришла к печальному выводу. Ввиду нехватки места приведу лишь несколько пунктов из этого акта:
— вода смачивает железобетон, вследствие чего разрушается штукатурка и кирпич, создается угроза обвала перекрытия;
— эвакуационные двери из фойе второго этажа закрыты глухими витражами, чем фактически перекрыт эвакуационный путь со зрительской части здания;
— при выполнении ремонтных работ на крыше допущен контруклон, из-за чего дождевая вода не полностью стекает в сливную канализацию. Кровля в двух местах протекает;
— внешняя штукатурка на юго-западном фасаде отваливается от основы большими кусками, что может привести к травмированию пешеходов.
***
В управлении капитального строительства ОГА «ЗН» сообщили, что на сегодняшний день практически половина из 16 млн. 453 тыс. грн., предусмотренных на реконструкцию театра, профинансирована, а остаток составляет около восьми миллионов. По словам замначальника управления Маргариты Борис, работы были свернуты в связи с окончанием финансового года. Возобновить ремонт можно будет только после согласования порядка финансирования из Госбюджета.
— Довольны качеством уже выполненных работ? — спрашиваю Маргариту Борис.
— Подрядчик полностью заменил витражи, оконные и дверные блоки, продолжается утепление фасада, ремонт балконов. Правда, они еще не успели все закончить, но значительная часть работ уже выполнена, ведется постоянный контроль за их качеством.
— А как же проверка КРУ, установившая финансовых нарушений на более чем два миллиона гривен?
— Вы знаете, КРУ приходит и проверяет, потому что получается так, что какой-то человек сказал или написал, а кто именно — не знаем. И сразу — правоохранительные органы. Мы не удивляемся...
***
После ознакомления с проблемами театра у автора материала сложилось субъективное впечатление, что здание театра необходимо области лишь для того, чтобы постоянно просить «под него» деньги из центра. Бывший директор А.Рошко (суд признал его увольнение незаконным и обязал управление культуры выплатить зарплату за период вынужденной безработицы, однако возвращаться на предыдущую должность А.Рошко не видит смысла) на одной из пресс-конференций прямо назвал драмтеатр полигоном для отмывания денег.
— Я объехал почти всю страну, в большинстве регионов театры процветают, — говорит А.Рошко. — Это очаги культуры, о которых заботятся местные власти. У нас же ремонт — выбрасывание денег на ветер. Уверен, что реконструкцию до ума не доведут, строители снова запутаются и зайдут в тупик, как это уже неоднократно случалось. А потом областные власти снова будут просить средства на ремонт. И так до бесконечности. Этот театр строится 40 лет и при таком отношении будет строиться еще столько же... Нужно, чтобы власти, прежде всего областные, в самом деле захотели понять проблему и наконец-то повернулись к театру лицом...