Mao Mao. Очаровательная китаянка. Инопланетянка среди художников Киева. Экзотический цветок в барочном киевском ландшафте - нежный и неяркий, трогательный своим одиночеством и светлым оптимизмом. Близкий этими качествами каждому из той среды, где нежданно укоренился. Ибо именно одиночество - та сладостная горечь, без вкушения которой художник не становится таковым. Она лопотала по-русски, пыталась изъясняться по-украински, писала свои свитки по-китайски, учила друзей секретам калиграфии...
Маленькая, изящная, открытая Мао Мао. Дети звали ее Мяу Мяу и считали своей, пытаясь играть в кошки-мышки. А она и не противилась, реагируя на жизнь легко, изумленно и радостно. Родилась в 1964-м в Китае, училась в Пекинском университете, была дипломированным специалистом в области искусства, педагогики и литературы, кандидатом педагогических наук, уважаемым профессором на кафедре тюркских языков в Киевском университете им.Т.Шевченко. Опубликовала 24 книжки поэзии на китайском, английском, украинском. Экспонировала свои работы на международных художественных ярмарках и фестивалях, на персональных выставках... Ей было что сказать. К жизни относилась, исповедуя философию Дао, как к пути, по которому шла, постигая несказанное и невыразимое единство и совершенство Мира, Природы, а значит - собственной жизни, ее красоты. Своим искусством художница из Китая пыталась прикоснуться к тому, чему учил отец и древняя традиция, потому философия Лао-цзы, его космогония находила отклик в душе, характере и свитках Мао Мао. Каллиграфии она обучалась с трех лет у отца, который в свое время был президентом Союза каллиграфистов своей провинции. С тех пор волшебная бесхитростность детского взгляда на мир оказалась неизбывной в памяти рук, движений тела и кисти, оставлявших знаки на бумаге.
В начале июня, на последнем Арт-фестивале, Мао Мао получила приз - роскошный торт. Сияя счастливой улыбкой она тут же щедро раздала его, потчуя огромными кусками всех, кто оказался в данный момент рядом. Трудно сказать, отведала ли его она сама.
Одним из последних артистических появлений художницы на публике была акция в Центральном парке Киева 5 июня 1999 года. Вместе с коллегами и единомышленниками художниками Александрой Праховой и Андреем Блудовым Мао Мао расписала белоснежные полотнища ритуального шелка. Они назвали свое произведение «Письмо в небо» и разместили три огромных крыла на руинах водонапорной башни.
Перед акцией Мао Мао долго и тщательно училась кататься на роликах. И когда в назначенный час полотнища с письменами стремительно развернулись, низвергая начертанные иероглифы, слова и фразы с вершины полуразрушенной башни, а значения, символы и пожелания, заключенные в них, устремились к небу, внизу, у подножия руины, среди друзей и случайных прохожих немного неуклюже порхал на роликах маленький эльф в белом платье, с развевающимися длинными черными волосами и горящим веселым взглядом. Зрители пытались режиссировать его действия, но эльф, застенчиво улыбаясь, сосредоточенно глядел под ноги, словно не боялся упасть, а нетерпеливо ждал момента, когда ролики оторвутся от плит парковой дорожки и поднимут его красивым иероглифом в небо. Похоже, что это и произошло спустя два с половиной месяца на других плитах, когда автомобиль сбил хрупкую китаянку. «Письмо в небо», вероятно, оказалось слишком магнетичным и увлекло за собой в бездонное пространство бамбуковый листок, на котором улыбаясь сидела светлая душа Мао Мао.
Малышка Мао Мао была из тех, кто вносит в жизнь, в окружающее пространство, в бытие тихий свет и новые нюансы. Она не перевернула художественный мир Киева, появившись и прижившись в нем лет пять назад, но заставила вздрогнуть и вновь ощутить звонкую уязвимость равновесия и гулкую тяжесть одиночества каждого, кто знал ее, когда она так внезапно ушла.