19 июня стартовал юбилейный, тридцатый Московский международный кинофестиваль. Напомним, что в конкурсной программе заявлен и украинский фильм «Райские птицы» Романа Балаяна с Олегом Янковским в главной роли. А в прошлом году, как известно, в конкурсе был представлен дебют Евы Нейман «У реки».
Интересно, что в этом году данный фест проводится в тридцатый раз, зато в году следующем готовится встретить уже полувековой юбилей. Это потому что регулярно Москва проводит кинофорум с 1959 года, а ежегодно — с 2000-го.
Фестиваль уже открылся картиной «Хэнкок» Питера Берга с участием Шарлиз Терон и Уилла Смитта. Эти звезды и стали гостями церемонии открытия феста. Почетная премия за достижения в области киноискусства будет вручена уникальному японскому режиссеру, актеру и художнику Такеши Китано (он представит собственную ретроспективу), звезда которого засияла в середине 1990-х. Помимо Смитта и Терон, Москву в фестивальные дни должны посетить Изабель Юппер, Эмир Кустурица, Иштван Сабо, Питер Гринуэй (он выступит с традиционной лекцией «Кино умерло, да здравствует кино!» и мультимедийным перформансом по мотивам своего триптиха «Чемоданы Тульса Люпера»).
Площадкой для показа российских картин станет столичный Дом кино. Ну а основной ареной ММКФ — многозальный «Октябрь». Фильмы конкурсной программы также можно будет увидеть в кинотеатре «Художественный».
Жюри ММКФ возглавит Лив Ульман — звезда многих фильмов Ингмара Бергмана. Вместе с ней фильмы конкурсной программы будут оценивать Ирина Розанова, австрийский режиссер Михаэль Главоггер, чилийский режиссер Себастьян Аларкон и британский кинокритик Дерек Малкольм.
Всего в конкурсном смотре 16 картин. По мнению некоторых критиков, в этом году фест не блещет звонкими авторскими именами, ставка сделана на крепкий арт-хаус с традиционно широкой географией (Франция, Германия, США, Исландия, Болгария, Китай, Испания…). Кстати, в фаворитах московского киносмотра числятся и «Райские птицы» Романа Балаяна, а также довольно экзотичная картина, снятая в Азербайджане, «Абсурдистан» (с участием украинской звезды Ады Роговцевой) немецкого режиссера Файта Хелмера и «Сад» Сергея Овчарова. Этот режиссер замахнулся ни много ни мало на чеховский «Вишневый сад». Сильную конкуренцию русским картинам составит иранская драма «Проще простого» Резу Мир Карими. Это история добродетельной матери большого семейства, ставшей ненужной собственным детям. Впрочем, Московский кинофест имеет репутацию довольно непредсказуемого форума. Так что поживем, увидим…
В остальных программах фестиваля участвуют более 175 фильмов. Самые интересные и значительные собраны в рубриках «Отражения» (бывшая «Вокруг света»), авторских коллекциях отборщиков форума Андрея Плахова («Эйфория») и Петра Шепотинника («8,5»). Подлинно сенсационны ретроспективы великих независимых кинематографистов. Прежде всего, актера 70-х Джона Кассаветеса, известного широкому зрителю по хоррору Полански «Ребенок Розмари». Режиссер Дальнего Востока Цай Минь Лянь будет представлен пятью ранними картинами.
Еще одним важнейшим событием ММКФ станет ретроспектива «Социалистический авангардизм». Здесь публике представится возможность увидеть «Аэроград» Довженко, «Строгого юношу» Абрама Роома (лента в свое время была положена на полку), «Новую Москву» Медведкина, вовсе редкие шедевры 30-х, в числе которых «Моя бабушка» Котэ Магаберидзе и «Пасифик 232»
Михаила Цехановского. А документалист Сергей Мирошниченко представит программу шедевров современного неигрового экрана.
Впрочем, у ХХХ ММКФ есть программа, которую можно назвать альтернативным автопортретом фестиваля. Это ретроспектива «Счастливая дюжина», где будут представлены ленты, получившие первое признание в рамках минувших смотров в Москве.