Юрий Ильенко: мечтал и жил
Ушел из жизни кинорежиссер и оператор, чьими глазами — и кинокамерой — мир увидел главный украинский кинофильм всех времен и народов… «Тени забытых предков». Режиссер — Сергей Параджанов. А оператор этого фильма — Юрий Герасимович Ильенко. Его не стало на этой неделе, 15 июня. Долгий период он боролся с неизлечимой болезнью. Смерть настигла Ильенко в селе Прохоровка Черкасской области. (В Черкассах, кстати, он и родился в 1936 году.)
Юрий Ильенко — один из тех мастеров, которые определяли поэтическое направление в украинском кино. Получив серьезные уроки в российском ВГИКе (у Б.Волчека и С.Урусевского), дебютировав как оператор в ленте режиссера Якова Сегеля «Прощайте, голуби» (1960), в дальнейшем Юрий Герасимович выбрал для себя осознанный творческий путь — украинский национальный поэтический кинематограф.
Некоторые его операторские и режиссерские работы — классика кино. Параджановские «Тени забытых предков» (экранизация М.Коцюбинского) в 1964 году потрясли мир. Критики выделяли операторскую манеру молодого Ильенко.
Затем — «Родник для жаждущих» (1965-й). В нем снимался выдающийся актер Дмитрий Милютенко. Попав на пресловутую «полку», этот фильм очень долго искал свой путь к зрителю...
Знаменитая картина Ильенко «Белая птица с черной отметиной» (1971) стала сенсацией Московского международного кинофестиваля, получив там первую премию.
На рубеже ХХ—XXI веков режиссер искал новые темы и образы в кино: «Лесная песня. Мавка» (1981), «Легенда о княгине Ольге» (1983), «Соломенные колокола» (1987), «Лебединое озеро. Зона» (1990), «Молитва о гетмане Мазепе» (2002)…
Почти два десятилетия (а это золотой период его творчества) музой и лицом его фильмов была народная артистка Украины Лариса Кадочникова. Их пути в начале 1960-х пересеклись в Москве. А разошлись в конце 70-х — уже в Киеве.
— Мы вместе учились во ВГИКе, он — на операторском, а я — на актерском факультете, — рассказывает Лариса Валентиновна. — У них был замечательный курс, все ребята подражали гениальному оператору Сергею Урусевскому («Летят журавли»). Эти же ребята хотели сделать и что-то новое, свое. Из писателей они боготворили Хемингуэя. Подражали ему. Вообще ВГИК «времен Ильенко» и его товарищей — нечто особенное. Тогда выпускались Тарковский, Шукшин… А среди преподавателей — Довженко, Герасимов. Это было содружество подлинных талантов. Дух свежести... Ребята с курса Юры дружили с Рождественским, Евтушенко, Ахмадулиной…
Когда мы только познакомились, Юрий признался, что был тайно влюблен в меня и раньше... Потом — уже через месяц — мы расписались. Юрия распределили на киностудию Довженко (я тогда работала в театре «Современник»). А он снимал в Ялте. Постоянно привозил оттуда цветы. Когда-то я получила письмо от режиссера Артура Войтецкого, он писал: «Лариса, ты больше никогда не встретишь такого потрясающего и любящего человека…»
Первое знакомство Юрия с моей мамой, актрисой Ниной Алисовой, произошло в Москве. Она открыла дверь, а перед ней — потрясающей красоты парень в старом пальто, ткань которого напоминала мешковину… Мама встретила его с улыбкой, с добрым приветствием. И всегда относилась к нему очень хорошо. Мама видела в нем светлого и талантливого друга. Она снималась в его картинах. В «Тенях забытых предков» мама играла мать Ивана. А в «Роднике для жаждущих» я играла жену героя в молодости, а моя мама — ее же, но в старости. Причем в этой же картине моя мама впервые в жизни согласилась сыграть… немолодую женщину. Она очень доверяла ему — как оператору, как режиссеру.
— Почему, на ваш взгляд, в его жизни и творчестве настолько мощна национальная тематика?
— Думаю, такая страсть особо проявилась после знакомства с Сергеем Параджановым и съемок «Теней забытых предков», которые проходили в Карпатах, на Буковине. Художник фильма Георгий Якутович знал каждый уголок Карпат, очень любил Украину. И Иван Миколайчук не просто актер, а личность, философ. Такие личности и способствовали его увлечению украинской темой. Представьте, что после «Теней…» Ильенко хотел снимать «Слово о полку Игореве» с Параджановым. Но… Всегда, когда возникает дружба и цельность, встречаются люди, которые готовы поставить преграду, разрушить добрые отношения…
Кадр из фильма «Тени забытых предков» |
— Здесь просто встретились талантливые личности — Параджанов, Якутович, Ильенко, Миколайчук. Потом — премия за премией. На многих международных кинофестивалях. Ведь эта картина, по мнению многих серьезных критиков, действительно совершенна, гениальна. Когда возили «Тени…» во Францию, там наша картина называлась «Огненные кони». А в свое время в Аргентину ни Ильенко, ни Параджанова так и не пустили — хотя это их фильм.
— Какой из ваших совместных фильмов все-таки не вышел именно таким, каким его мечтал увидеть сам Юрий Герасимович?
— «Мечтать и жить» — наша последняя картина. Сценарий переписывался много раз. Это история театральной актрисы. И Юра хотел снять эту картину для меня... Когда мы в первый раз увидели сценарий, просто обомлели. Такой был замечательный текст. И если бы этот материал удалось снять, фильм мог бы стать чуть ли не шедевром. Это история невероятной красоты, да еще с украинскими корнями. Но… сценарий пошел по различным инстанциям. Переписывался раз шесть. В конце концов от первоначального повествования ничего не осталось. И тогда Миколайчук вообще отказался сниматься. Иван должен был играть главную роль — режиссера. Стали искать другого актера. Предложили Смоктуновскому, но у него не получилось… Потом на главную мужскую роль пригласили актера Радиона Нахапетова… Но это был уже другой фильм. Сама история — героиня (актриса) уходит от режиссера к рабочему. То есть такой соцреализм.
Мне кажется, эта картина отчасти и поспособствовала тому, что наши семейные отношения стали рассыпаться.
— Какие самые добрые и светлые черты характера Юрия Ильенко вы бы сегодня вспомнили?
— Юрий умел любить… Он очень ценил дружбу. Друг для него — превыше всего. Очень уважительно относился к своим родителям. Отец и мать для него всегда были на пьедестале. Особенно мама: он и похож на нее…
— А какие литературные сюжеты, на ваш взгляд, именно этот режиссер и должен бы экранизировать, но этого по разным причинам не произошло?
— Его стихия — украинская классика. Он прочувствовал Гоголя, снял в 1968-м «Вечер накануне Ивана Купала». Возможно, он поднял бы «Бульбу» Гоголя. Уверена, что в тот период он мог бы реализовать задумку «Слова о полку Игореве». Еще мечтал снять фильм о Катерине Билокур… Его интересовали по-настоящему глубинные личности. Его уход — это огромная потеря для кино, в том числе и для поэтического кино, в котором, увы, сегодня нет поэзии, а только проза…
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
