Юбилейное от Крайнева

Поделиться
Слово «фестиваль» полностью соответствует своему итальянскому корню festivo, что означает «празднично»...

Слово «фестиваль» полностью соответствует своему итальянскому корню festivo, что означает «празднично». И таким праздником для столичных меломанов в очередной раз стал фестиваль «Владимир Крайнев приглашает…»

В этом году он состоялся в седьмой раз — а значит, можно уже говорить о доброй традиции встречать октябрьские холода в камерном филармоническом зале, где в течение недели по вечерам звучит замечательная музыка в исполнении любимых музыкантов.

Неизменные аншлаги — показатель популярности фестиваля, к которому успели не просто привыкнуть, но и полюбить. А как же иначе, если постоянный культурный голод делает подобные встречи с искусством настоящим событием в музыкальной жизни города. Надо сказать, что в этом году фестиваль прошел на удивление гладко — последние годы он находился в состоянии крайне шаткого равновесия и финансовой неустойчивости, причем до последнего момента как зрители, так и артисты не были уверены, что долгожданная встреча все же состоится. Нынешние афиши некоторых удивили — главным спонсором и дружеским плечом, на которое смогли опереться музыканты, стал Благотворительный фонд Яна Табачника. Но это далеко не первый широкий жест исполнителя: если бы не он, прошлогодний фестиваль мог бы не состояться.

На пресс-конференции Владимир Крайнев честно признался, что первый раз за многие годы его не беспокоит организационная сторона дела, а бытовые условия соответствуют оценке «отлично». Проводя фестиваль в первую декаду октября, маэстро оказывался в незавидном положении — отопительный сезон еще не начинался, и артисты здорово мерзли в неотапливаемых номерах, чего в этом году наконец-то удалось избежать.

Программа фестиваля не случайна — все произведения приурочены к определенным музыкальным датам, а оттого и ощущение непроходящей юбилейности происходящего, которая в этом году оказалась еще и помноженной на 60-летие самого Владимира Всеволодовича. В качестве подарка именинник избрал два отделения сольного концерта, причем первое безраздельно посвятил любимому Шопену, а второе разделил между Брамсом и Прокофьевым. Впрочем, на этом маэстро не остановился, выходя на сцену вместе со своими учениками и приглашенными коллегами, например, замечательным квартетом «Прима Виста». Фортепианные квинтеты Шостаковича и Шуберта совместно с секстетом Глинки напомнили о добрых и, к сожалению, незаслуженно забываемых нынче традициях камерного музицирования, которое когда-то было так популярно в домашней обстановке, а нынче — и на сцене весьма не частое явление.

А вот интерпретацию двух фортепианных концертов Шопена в переложении для рояля и струнного квинтета киевляне услышали впервые, причем в исполнении сугубо польского состава участников — квартета «Прима Виста» и Петра Палечны известного пианиста, профессора, художественного руководителя одного из старейших фортепианных фестивалей — имени Фридерика Шопена в Польше.

Новая интерпретация хрестоматийной музыки — всегда интересна, тем более что национальная окраска, которую привнесли музыканты, и любовь к своему музыкальному герою представили знакомые до последней ноты концерты в необычном цвете. А вот концерт для фортепьяно с оркестром Антонина Дворжака в исполнении Клауса Штикена особого послевкусия не оставил — этот музыкант необычен тем, что в его жизни музыкальная карьера серьезного исполнителя началась необычайно поздно, в 19 лет, а до этого занятия фортепиано были лишь интересным хобби, не более того.

Не остались слушатели и без хоровой музыки — вокальный цикл «Песни и танцы смерти» Мусоргского привезла с собой из России Ирина Макарова, солистка Большого театра, а дополнил юбилейный вечер, посвященный 165-летию со дня рождения композитора, симфонический оркестр Национальной филармонии под управлением Николая Дядюры — «Картинки с выставки» были исполнены в оркестровке Мориса Равеля.

На вечер заглянул и давний любимец столичной публики Наум Штаркман, который приехал и всем преподнес сюрприз — вместо своего коронного Шопена, музыкант неожиданно побаловал Гайдновской сонатой, песнями без слов Мендельсона и миниатюрами Глинки, завершив программу «Временами года» Чайковского.

Но, пожалуй, самым значительным и запомнившимся стал вечер, целиком и полностью посвященный творчеству гениального композитора, чьи произведения так редко звучат у нас со сцены, мало изучаются в музыкальных школах и, как правило, остаются вне программ известных коллективов. А зря — наследия Альфреда Шнитке хватит еще на многие поколения музыкантов, теоретиков и меломанов. Просто нужны уроки привыкания, и один из таких уроков состоялся в рамках Крайневского фестиваля.

Удивительный Третий скрипичный концерт в исполнении Олега Крысы, которого с таким нетерпением всегда ждут в Киеве, такой неустойчивый, ускользающий, растворяющийся, Симфония №7, от которой просто застываешь и не можешь выдохнуть до последней капельки нотного дождя, совершенно изумительный концерт для фортепиано в четыре руки и камерного оркестра, так тонко, мастерски исполненный и искренне пережитый прекрасным дуэтом Аглики Геновой и Любена Димитрова… Такая программа стала настоящим подарком не только публике, но и самим музыкантам, которые явно наслаждались соучастием в этой музыкальной мистерии по Шнитке.

А сам Владимир Всеволодович исполнил концерт для фортепиано и струнных, который ему посвятил Шнитке. Удивительный состав струнного оркестра с характерным то подрагивающим, то протяжным звучанием, мощная фортепианная аккордика — и рядом с ней искренняя, изломанная, а то и вовсе грациозная лирика… И все это — Шнитке, великий и непонятный, точнее, просто иногда непонятый. Но не в этот раз — публика аплодировала стоя.

Напоследок Крайнев приберег своих младших учеников: совместно с ними он устроил настоящий мегаконцерт, где два фортепиано солировали в сопровождении оркестра на протяжении всего вечера, а солисты менялись только за одним инструментом: Валерия Мирош, Динара Наджафова успели полюбиться киевскому зрителю, как и всеобщий любимец Илья Рашковский, который не устает добавлять в свое резюме все новые и новые престижные премии международных конкурсов. А самой печальной неожиданностью для музыкальной братии столицы стало отсутствие в концертной программе Игоря Четуева — его ждали на Крайневской неделе, а он в это время гастролировал по Англии с оркестром питерской филармонии.

Подводить итоги всегда несколько грустно: отзвучали последние аккорды, рассыпались осколки аплодисментов, люстры потушены, опущена крышка рояля. Что-то было не совсем удачно, многое не запомнилось, что-то откровенно не удалось. Но семь вечеров хорошей музыки, музыки живой, которую никогда не заменят компакт-диски и видеозаписи, неделя впечатлений — это много или мало? И так ли уж это важно, если праздник все-таки удался.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме