Сегодня, 17 июня, когда читатели «ЗН» получат свежий номер газеты, VII Международный кинофестиваль в Сочи награждает победителей и «Кинотавр» завершает свою работу. Его команда, не тратя времени зря, начнет подготовку к следующему кинофоруму — первому «Кинотавру» третьего тысячелетия.
А пока пишутся эти строки, фестиваль в полном разгаре, каждый день до предела наполнен просмотрами, спорами, общением и открытиями, хотя первые выводы и обобщения уже напрашиваются сами собой.
Международный фестиваль открылся 7 июня. Сдержанно. Без громких речей и звездной дорожки. Были представлены два жюри. ФИПРЕССИ, которое возглавляет Жанин Эврар (Франция). В него вошли ведущие кинокритики из Германии, Финляндии, Польши и России. И Большое жюри под председательством известного индийского кинорежиссера, увенчанного наградами многих международных кинофорумов, — Мринала Сена. Вместе с ним выносить вердикт конкурсной программе будут Петер Ван Бюрен, кинокритик из Голландии, Ютте Енсен, куратор отдела кино и видео Музея современного искусства в Нью-Йорке, австрийский режиссер Ники Лист, кинопродюсер из Франции Георгий Маршалк, Алиса Сисмон, программный директор МКФ в Сиэтле, известнейший голландский кинорежиссер Йос Стеллинг, кинокритик из России Евгений Цымбал и египетская актриса Лайла Элуи. Именно она сказала в своей короткой вступительной речи, что кино — это язык любви.
В конкурсную программу вошло 17 картин, география которых очень широка — от Европы до Австралии. По регламенту МКФ в Сочи, он представляет первые, вторые и третьи картины режиссеров. Особенностью этого фестиваля является то, что почти все картины представляют продюсеры, творческие группы в большинстве своем отсутствуют.
Обширная внеконкурсная программа открыла фестиваль лентой Фредерика Фонтейна «Порнографическая связь». За исполнение главной роли в этой картине актриса Натали Бей была награждена премией 56-го МКФ в Венеции. В нем использован неновый прием перекрестных монологов двух героев, вспоминающих о своей незавершенной любви. Они познакомились по объявлению в эротическом журнале и расстались по инициативе героини, когда секс стал перерастать в глубокую привязанность друг к другу. Боязнь потери свободы эксплуатирует столь модную сейчас на Западе феминистскую тему, развивая ее до абсурда одиночества. Неужели это и есть свобода?
В программе МКФ много ретроспектив и специальных показов. Что же касается Открытого российского фестиваля, то здесь уже можно говорить о тенденциях современного кинопроцесса. Большое количество фильмов, представленных на конкурс, произведены «НТВ-профит» под руководством Игоря Толстунова. Это свидетельствует о том, что телевидение уверенно берет бразды кинопроизводства в свои руки, что закономерно в момент экономических неурядиц и слабо работающего Закона о кино. А таким образом можно не только заработать на прокате и продаже видеокассет, но и наполнить эфир собственной продукцией. Есть надежда, что вскоре в конкурсных программах фестивалей появится украинское кино, произведенное нашей телекомпанией «1+1», которая тоже стала уделять кинопроизводству серьезное внимание.
Из пяти картин, представленных «НТВ-профит» на конкурс, безусловный лидер коопродукция России, Германии, Японии, Таджикистана, Австрии и Швейцарии — фильм Бахтиера Худойназарова «Лунный папа». Это история, написанная Ираклием Квириказде при участии режиссера, о юной Мамлакат, которая больше всего в жизни любила театр. Поэтичное повествование о появлении новой жизни рассказано устами еще не родившегося ребенка. В картине много света, горькой иронии, любви, человеческой жестокости и надежды, много условности и чистоты. Великолепная операторская работа и блестящий актерский ансамбль, в котором лидирует Чулпан Хаматова, известная зрителям по фильмам «Время танцора» и «Страна глухих».
«Русский бунт», показанный на Берлинском фестивале, сделан по мотивам повести Пушкина «Капитанская дочка» и «Истории пугачевского бунта». Кинотрактовку можно считать достаточно спорной, но исполнитель роли Швабрина Сергей Маковецкий — явный претендент на премию за лучшую мужскую роль.
Остальные фильмы, представленные этой и другими компаниями, за исключением картины Владимира Меньшова «Зависть богов», уже упомянутой вариации на тему известной сказки Шарля Перро «Женщин обижать не рекомендуется» Валерия Ахадова и очень красивой, но довольно монотонной ленты Алексея Учителя «Дневник его жены» — о последней страсти Ивана Бунина, — словно соревнуются с самыми кровавыми американскими образцами по части количества выстрелов и трупов.
В специальных показах лидировал «Восток—Запад», премьера которого уже прошла в Киеве несколько месяцев назад. Кроме него фестивальная публика с удовольствием посмотрела «Бедную Лизу» — костюмную мелодраму по повести Карамзина, монтажно-хроникальный фильм Евгения Цымбала «Обыкновенный большевизм» — авторское осмысление причинно-следственного механизма саморазрушения идеологического большевизма и страны в целом. Фильм построен на уникальных архивных материалах, большая часть которых до недавнего времени была государственной тайной. «Мосфильм» представил из своего восстановленного Золотого фонда «Войну и мир» Сергея Бондарчука.
Среди ретроспектив — фильмы Константина Лопушанского, Владимира Венгерова и безвременно ушедшего 1 июня Михаила Щвейцера.
Многоплановый взгляд на Холокост был показан в одноименной ретроспективе, куда вошли фильмы режиссеров из разных стран мира.
85-летию киностудии им.Горького была посвящена ретроспектива режиссерских дебютов, а на вечере, посвященном этой солидной именинной дате, выступил Олег Янковский, рассказавший о своем предстоящем режиссерском дебюте по пьесе Птушкиной, который снимается на этой студии.
«Кинотавр» в этом году был блестяще организован, четко распланирован и все на фестивале было для кино и во имя кино. Одно из самых впечатляющих явлений фестиваля — показы на Театральной площади перед Зимним театром, где около трех тысяч зрителей при любой погоде смотрели новое кино.
Было бы кино, а зритель в него уже давно вернулся.