Ярослав Федоришин: «Украинские спонсоры ориентированы не на театр, а только на перманентные выборы!»

Поделиться
Кажется, с кинофестивалями в стране все ясно — много да дурного. С учетом того, что снимается один худфильм в год (не считая телевизионной мути), а киносмотров — добрый десяток...
Кажется, с кинофестивалями в стране все ясно — много да дурного. С учетом того, что снимается один худфильм в год (не считая телевизионной мути), а киносмотров — добрый десяток. С театральными фестивалями, как оказалось, не все просто. Так как театров много, региональных амбиций тоже. Фактически едва ли не за каждым крупным регионом Украины прописан тот или иной театральный смотр. И СТД это радостно подтвердит. Насчитав в общей сложности более двух десятков смотров разнообразного уровня и статуса. В Херсоне, Харькове, Ужгороде, Днепродзержинске, Тернополе, Чернигове, Полтаве, Ялте, Нежине, Кировограде, Запорожье, Одессе, Севастополе... До недавнего проходил весенний театральный смотр «Премьеры сезона» в Ивано-Франковске, но местные власти не нашли для него 130 тыс. гривен (таков примерный бюджет), поэтому пока — неопределенность.

Некоторые из наших фестивальных предприятий, сам тому свидетель, похожи на отчеты художественной самодеятельности: с привлечением киевских фуршетологов.

Некоторые — источник обогащения конкретных организаторов: если за мероприятием стоит какой-нибудь региональный или российский олигарх.

В большом мире об украинских театральных «соцсоревнованиях» знают не все. И далеко не все эти фестивали отражают художественный пейзаж в стране, а тем более за рубежом...

Тем не менее потребность в интересной фестивальной жизни очевидна. Творческий взаимообмен нашим театрам необходим. Даже несмотря на то что для украинского государства искусство театра политневыгодно: электоральной ситуативной пользы от него совершенно никакой( тут им, конечно, выгодней зарядить попсовые пушки!). В центре столицы скончались за 19 лет независимости некогда приличные имиджевые смотры — «Мистецьке Березілля», «Киев майский»... И лишь подвижничество Влада Троицкого да его друга Евгения Уткина держит на высоте нынешний «Гоголь-фест», на который власть издали посматривает с зачарованной отрешенностью: и чего они фестивалят?

…В таком контексте «ЗН» и предлагает поговорить на заданную тему фестивальным вождям из двух регионов — Западного и Южного: львовского и одесского.

Во Львове завершился юбилейный международный театральный фестиваль «Золотий Лев». Двадцать лет этой важной для города и страны акцией занимается режиссер Ярослав Федоришин, руководитель духовного театра «Воскресіння». В течение этого времени ему неоднократно приходилось стоять с «протянутой рукой», лишь бы спасти фест, удержать его на плаву. К счастью, удалось ему это и в юбилейный год: несмотря на кризис и организационные сложности, фестивальную афишу украсили названия спектаклей многих интересных театров — киевского «Даху», Львовского театра им. Леся Курбаса, Луганского драмтеатра… Зарубежное искусство представляли Кишиневский театр им. А.Чехова (Молдова), Люблинский театр Provisorium, Краковский театр Laznia Nowa и Слупский Новый театр им. Виткаци (Польша), Бекешчабский драматический театр им. М.Йока (Венгрия)…

— Пан Ярослав, с каким настроением провели юбилейный фестиваль?

— Коллективы, с которыми договаривались в течение двух лет, приехали с хорошими спектаклями. В дни фестиваля во Львове всегда господствует доброжелательная атмосфера. В этом году не приглашали «больших» театров, остановились на камерных...

Уже сложилась традиция открывать фестиваль карнавалом, который собирает тысячи зрителей. Нынешний мы также начали и закончили уличными спектаклями. Финальным аккордом стал краковский театр «КТО» со спектаклем «Город слепых». Это инсценировка романа нобелевского лауреата из Португалии Жозе Сарамаго. А после «Золотого Лева» театр «Воскресіння» выезжает в Италию, где состоится первый европейский шоу-кейс. Приятно, что мы попали в основную программу: 20 коллективов с лучшими спектаклями мира.

За двадцать лет накоплен немалый фестивальный опыт. Но самый сложный момент — финансы. Это касается всех фестивалей. Кого ни спроси (даже директоров театров других стран) — у всех это одна из основных проблем.

«Золотий Лев» всегда финансировал Минкульт, власти области и города. А трудности возникают из-за того, что наша власть не всегда может заблаговременно планировать свою деятельность.

Так случилось и на этот раз: о сокращении средств сообщили уже во время открытия...

— За 20 лет проведения фестиваля как изменилась его концепция?

— Раньше наш фестиваль предусматривал жюри... Но мы отказались от него, поскольку приглашаем известные коллективы, которые имеют награды. Не хотел устраивать между ними соревнование. Убежден, что оценку спектаклю должны выставить зрители. А собственно концепция фестиваля — «Классика глазами эксперимента» — осталась неизменной. И в этом году, слава Богу, удалось показать экспериментальные спектакли. Они разножанровые. Но в каждом — эксперимент…

Наш фест внесли в каталог мировой фестивальной жизни. Он входит в Европейский театральный форум (IETM) и Ассоциацию международных фестивалей (IFEA).

— Каков бюджет фестиваля? Как в нем участвовали спонсоры и государство?

— Нынешний фестивальный бюджет — 780 тыс. грн. Это фактически половина того, что было в 2008 году. К его формированию присоединились и город, и область, и Министерство культуры.

— А нужна ли львовской власти вообще какая-то театральная инициатива? Спрашиваю, учитывая то, что никак не могут привести в порядок даже фасад театра имени Заньковецкой.

— Понимаете, театр Заньковецкой… Этот вопрос уже так приелся, что не хочу об этом даже говорить. Помещение театра «Воскресіння» также требует ремонта. Подготовлена сметная документация. Помещение должны поставить на ремонт буквально в середине декабря. Правда, очень хотел, чтобы это случилось весной.

— А сколько стоит привезти во Львов средний по статусу европейский театр (конечно, не имею в виду большие театры-бренды)?

— Чтобы, например, привезти «Дядю Ваню» Льва Додина из Санкт-Петербурга, нужно 100 тыс. евро. Хороший театр Боба Вилсона стоит больше... Постановка канадского режиссера Роббера Лепажа потянет на 150 тыс. евро. Дешевле можно привезти Эймунтаса Някрошюса, выдающегося литовского режиссера, — за 50 тысяч евро. А вот Романа Виктюка — за 20 тысяч...

С такими бюджетами, как наши, к сожалению, не можем себе позволить спектакли Додина или Лепажа. Поэтому в большинстве сосредоточены на экспериментальных аспектах.

— Как полагаете, почему в Украине нет общегосударственного большого театрального фестиваля? Это проблема нынешних политиков, которые далеки от искусства театра? Или, может, беда в национальном восприятии театра как «неглавного» искусства?

— Сейчас большой фестиваль в Киеве делает руководитель Киевского центра современного искусства «Дах» Влад Троицкий. «Гогольфест» объединил разные жанры — кино, музыка, арт, концерты, выставки, театр. Возможно, позднее и мы постараемся расширить «Золотого Лева», сделать его разножанровым.

Вообще серьезным фестивалям нужны и серьезные спонсоры. Но у нас спонсоры регулярно занимаются выборами. С каждым годом эта политическая машина становится все более громоздкой. Такое впечатление, что уже давно никого и ничто не интересует, кроме того, как попасть в районную, городскую, областную или Верховную Раду.

Вроде бы у нашего прекрасного народа какая-то сумятица в головах... Будто в Украине уже никакой другой работой, кроме депутатской, нельзя зарабатывать деньги. Так как фестивали (или отдельные театры) могут сейчас перебить наш политический театр абсурда?

— Несколько слов об особенностях «технологии» организации «Золотого Лева»...

— Вопрос и простой, и сложный. В начале проведения фестивалей во Львове было много волонтеров — почти двести человек. Сейчас организовываем фестиваль группой, в которой работает лишь... восемь человек! Еще около 20 волонтеров, куда входят и переводчики. Преимущественно это молодежь. И несмотря на все, справляемся!

Преодолеть же я не сумел единственное — я хотел, чтобы фестиваль имел много постоянных друзей. Чтобы они все время были рядом. А это не всегда удается: то они не могут, то мы не можем их принять. И... всегда не хватает бюджета.

— Кто ваш зритель? Какое его социальное лицо, возраст, настроение?..

— Зритель разный. И молодежь, и старшие люди. Все чрезвычайно разные. Это приятно, когда приходит не только подготовленный зритель, но и случайные прохожие, которых привлекли имена и название на афише.

— Классики считали, что театр должен быть трибуной. Чем он стал ныне или станет в будущем?

— Не скажу обо всем украинском театре. Как по мне, театр всегда был и будет трибуной в режимном обществе.

Наш театр — искусство элитарное. Считаю, что театр не должен поучать. Это хорошо делают в школах, университетах, это делают родители. А театр должен формировать вкус.

В своем театре иду путем ассоциаций. Меня интересует не столько сюжет, сколько ассоциативный ряд. Театр должен поднимать уровень культуры отдельного человека. Тогда он не плюнет на асфальт, не будет лузгать семечки в людном месте. Театр должен нести светлую энергию, тогда хочется жить.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме