Закончился очередной тур конкурса на лучший проект монумента в честь независимости Украины, который уже несколько лет проводит Министерство культуры и искусств Украины.
В прессе много писали и о том, что конкурс превратился в постоянно действующую лабораторию, и о том, что отбираются для участия в нем одни и те же работы, и о том, что премируются одни и те же лица, входящие в узкий круг профессиональной элиты.
Сосредотачивать внимание на недостатках проектов, критиковать их и высмеивать куда легче, чем увидеть в материализованном результате творческого поиска глубокое осмысление автором нашей истории и выдающегося события. Можно предположить, что именно так благосклонно к избранным авторам и рассуждают члены жюри, когда определяют победителей.
Но так ли надежно защищены работы от стрел острословов своим художественным уровнем? Так ли глубоко творческие решения проникают в суть идеи и при этом воплощены, что очень важно в данном случае, в простые и общедоступные формы?
Смотр продолжается, повторяется и реакция посетителей выставки.
Стало общим местом обращать внимание на бешеных лошадей, неистово несущих непонятно куда и неизвестно зачем женщину, держащую знамя в одной руке и птицу в другой. Сравнение этой конной композиции с тачанкой, существование которой уместно в степи под Новой Каховкой, кажется излишне деликатным, поскольку эта композиция слишком безобразна как для реалистического взгляда, так и для условного, как будто смотришь на нее через искажающее стекло. Такое изображение обидело бы даже атаманшу времен гражданской войны, ассоциации с которой вызывает «образ» подобной наездницы. Излишне воображать ее в натуральную величину. И без этого смотреть на нее неприятно. Кроме того, авторы хотят поставить ее на бессмысленную для пространственного решения площади колоннаду, в которой легче узнать диссонирующие с классикой Беретти черты архитектуры Третьего рейха, чем незнакомые никому приметы древнекельтской цивилизации. О ней рассказывают авторы в пояснительной записке, рассчитывая, очевидно, на то, что мы сразу заметим свои корни в глубине веков. Тут, дай Бог, понять хотя бы то, чем обусловлено пребывание мчащихся, почти летящих в воздухе лошадей, этой динамичной, взрывной композиции, на колоннаде, которая подчеркнуто воплощает статику, да еще и наполнена спокойно стоящими человеческими фигурами. Может, лошади зачем-то перепрыгивают эту колоннаду? А где независимость, где Украина? Невольно закрадывается подозрение. Возможно, авторы хотят сказать нам и потомкам, что наша страна прыгнула в независимость как в пропасть?
Есть во всей этой истории участия в конкурсе и премировании данной работы что-то наше, родное, национальное. Но только одно, то, что А.Довженко определил в ментальности украинцев, как способность из самого плохого хлама выбрать еще хуже.
Похоже, по такому признаку отмечена еще одна работа. Вернее, их несколько, но с одним и тем же изображением - соколом. Посетитель выставки опять вынужден обращаться к прописям и вопрошать, как же мы относимся к своей независимости, как ее оцениваем? Всем понятно, что мы живем на территории, где сокола трудно увидеть воочию, поэтому представление о нем у большинства общее, составленное по сказкам, картинкам и песням, то есть романтическое. Какое же разочарование охватывает тебя, когда увидишь вблизи реалистически воспроизведенного хищника. Наверное, и в этом примере многое зависит от скульптора, от его индивидуального «прочтения образа». При первом же взгляде на эти воплощения редкой птицы с ваших представлений о ней слетает поэтический флер, и вы видите перед собой только стервятника, оторопь берет, когда представишь его громадным на площади. А когда замечаешь, что сокол впился когтями в карту Украины, недоумение усиливается. И в пояснительной записке нельзя вычитать ничего внятного даже о намерениях авторов: «Сокіл - це легендарний птах, який з'явився на світ з сльози Божої». А по какому случаю плакал Всевышний? Не над нашей ли глупостью убивался?..
Как глоток свежего воздуха воспринимается проект А.Куща и О.Стукалова. Но тут же ловишь себя на мысли, что это впечатление только от очаровательности девушки в праздничном наряде, скульптура которой является главной в их композиции и дана отдельно как фрагмент. Как и сказано в пояснительной записке о замысле авторов, скульптура действительно излучает весну, молодость и радость жизни. Нет сил, чтобы освободиться от плена ее очарования. Глядя на нее, понимаешь чувства известного персонажа из «Пигмалиона», который влюбился в изваяние. И при всем при этом разве достаточно для такого монумента той незначительной роли, которую отводят ему авторы, откровенно формулируя: «Під час народних гулянь і театралізованих вистав монумент буде композиційним центром цих подій»? Именно так смотрится проект, как будто этим авторы и ограничили свои творческие мечты. Профессиональному мастерству скульптора, свидетельством которого является главная фигура композиции, под силу любая творческая задача, в которой есть глубокий замысел. Но как раз его, к сожалению, недостает данной работе, несмотря на то, что талант скульптора блистательно продемонстрирован. Нет условия, при котором он сработал бы на максимуме. Как альтернатива конной композиции и соколам проект А.Куща и О.Стукалова прекрасен, а как обобщенный образ независимости?..
Есть на выставке и другие талантливые работы, например, проект Николая Жарикова. Глядя на него, любуешься яркой красотой многофигурных композиций, формами и пропорциями арки, главного архитектурного элемента комплекса, водными каскадами и другими элементами.
Всей душой принимаешь скульптуру Матери-Отчизны Украины, главного идейного и художественного элемента, символа молодой независимости Украины.
Некоторые проекты выставки неловко выбирать объектом критики: они беззащитны из-за своей художественной слабости. Например, три фигуры формы кефира в пачках под номером 100777. Если их достаточно увеличить, поставить на площади, убрать вокруг все здания до горизонта, то они будут выглядеть египетскими пирамидами.
Или абстрактное сооружение под девизом 123087, которое напоминает солнечные часы и в небольшом масштабе могло бы стоять на детской площадке. Авторы призывают сосредоточиться «на осознании внутреннего ощущения независимости» и рассчитывают на медитативное созерцание. Вопрос авторам: не лучшее ли место для этого действия домашний диван?
Заканчивая осмотр выставки и учитывая прежний ход ее подготовки, хочется дать совет авторам.
С целью рекламирования проектов не фотографируйте на фоне своих работ уважаемых народных депутатов, представителей правящей элиты и других авторитетов. Это дает противоположный эффект. Даже если это будет тризуб, то есть герб державы. В разговоре о тризубе как предполагаемом монументе нельзя опустить еще один недоуменный вопрос. Где-нибудь на земном шаре, когда-нибудь ставили на центральных площадях столиц и выдавали за произведение монументального искусства сооружения, начисто лишенные малейшего образного содержания? Ведь тризуб изображен в проекте в натуральном виде с небольшими упрощениями. Да, тризуб сам по себе уже символ, символ державности. Но причем здесь работа наших авторов по механическому повторению чужого образного мышления, давно придавшего тризубу фигуральный смысл. Теперь ему место на печатях, бланках, пограничных столбах, арках при въезде в город и т.д.
Если бы я являлся членом жюри, то проводил бы конкурс не келейно, а с привлечением общественности. Причем, общественное мнение трактовал бы как коллективную мысль представителей всех слоев населения, всех профессий, всех уровней и занятий, а не как базар случайной массовки.
Всерьез надо подумать и о том, чтобы привлечь к обсуждению диаспору, этот остров сохраненных в чистоте надежд на построение государства Украина, этот Ноев ковчег в потопе нашей деморализованности. Напоминание о диаспоре подсказывает одну очень серьезную тему.
Если так долго не появляется проект, который бы устроил всех, и если возникают сомнения даже в идеологической определенности авторских позиций, то, может, действительно правы те, кто утверждает, будто монумент создаст родившийся после 1991 года? Может, и в самом деле должны пройти 40 библейских лет, чтобы очиститься от рабской скверны, и тогда только понять, как изображать нашу независимость? Большое видится на расстоянии. В связи с этим предлагается еще более экстравагантное размышление. Если временное удаление помогает взглянуть на вещи точнее, то почему бы не попробовать отстраниться для этой же цели в пространстве? То есть почему бы не пригласить для участия в конкурсе талантливых художников со стороны, издалека, из других стран. Тех, кто не обременен нашими проблемами и заметит в нашей жизни только главное, существенное.
Сделал же самый национальный наш фильм армянин, которого вырастила Грузия, где он родился, дала профессию Москва, где он учился, и посадила в тюрьму Украина, где он работал и принес ей мировую славу фильмом «Тени забытых предков», который несколько десятилетий триумфально представляет украинский кинематограф на мировом экране.
Выиграл же когда-то в соперничестве с самыми маститыми украинскими художниками конкурс на первый памятник Кобзарю за пределами СССР никому неизвестный тогда русский юноша Вася Гнездилов. Ныне он, лауреат Государственной премии им.Т.Шевченко, работы которого украшают улицы Киева и других городов Украины, участвует в конкурсе.
Проект его творческой группы, ни разу не отмеченный жюри, стоит во втором зале. Непритязательный, неброский для поверхностного взгляда, он на самом деле оптимально воплощает идею независимости. Если смотреть на него не в сочетании с другими, а мысленно вписывая его в визуальную характеристику существующей площади, то понимаешь, что видимая скромность работы объясняется только целесообразностью. Традиционность жестко определена классическими в композиционной основе зданиями площади.
Но главное достоинство идеи этого проекта состоит в том, и об этом уже писали подробно, что обращена к символике праобразов «несознательного народного», а именно - архетипа «Великой Матери». Как доказали выдающиеся исследователи украинской истории и культуры Е.Маланюк, В.Липинский, Д.Донцов и другие, в этом образе украинец воспринимает мир, через этот образ кристаллизуются особенности его ментальности, его представления о построении семьи как микромира и общества как макро.
И если мы вопреки всему, что происходит сегодня в государстве, хотим сказать о независимости возвышенно, как о долгожданном счастье, то разве можем обойтись без этого образа? Разве осмелится кто оспаривать слова Кобзаря:
«У нашім раї на землі
нічого кращого немає
як тая мати молодая
з своїм дитяточком малим».
Требует ли этот образ усиления механическими крыльями, полушариями, лошадьми, колоннадами, арками, водопадами и т.д.?