НЕ ТУДА БЬЕШЬ, ИВАН

28 февраля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 9, 28 февраля-6 марта 1997г.
Отправить
Отправить

С амым ошибочным способом оценки любого произведения является попытка сравнить свои личные представления о решении творческой задачи с тем, что предлагает автор...

С амым ошибочным способом оценки любого

произведения является попытка сравнить свои личные представления о решении творческой задачи с тем, что предлагает автор.

Я не архитектор и не скульптор, то есть свободен от профессионально-субъективных представлений о предмете разговора, и все же, когда я шел на выставку проектов монумента независимости Украины, у меня как гражданина, как жителя Киева были свои ожидания, в которых я обманулся, и мыслями о которых хочу поделиться.

Лучшие исследователи украинской истории и культуры, такие, как В.Липинский, Е.Маланюк, Б.Цымбалистый и другие, в своих работах доказали, что в «объективной памяти украинцев» определяющим является архетип «Великой матери». Они убеждают, что в «коллективном бессознательном украинской души» доминирует «женское» начало.

«Нормы поведения, характер морали, идеал человека, жизненные установки у украинца подчинены нормам и иерархии ценностей, типичным для женщины, для женского сознания» (Б.Цымбалистый).

Образцы народного искусства, а также произведения украинских классиков, от Т.Шевченко, Н.Гоголя, Л.Украинки до М.Винграновского и Л.Костенко всегда служили тому, чтобы этнос сохранял объективную память как условие нормального развития индивидуума и народа в целом. В символике образов таких произведений воплощался прообраз «подсознательного народного» - архетип «Великой матери».

Даже в религиозной жизни украинцев культ Богоматери акцентируется больше, нежели Христа - Богочеловека.

То есть, архетип Женщины-Матери есть той формой психической организации мира, тем образом, в котором кристаллизуется ментальность украинского человека, ее особенности.

Украина для украинца - это мать, нэнька.

И вот мы на выставке.

Первым возникает вопрос - куда мы попали? Все вызывает сомнение, даже тот простой и неоспоримый факт, что конкурс проводится не впервые: настолько случайными, абстрактными, иногда противоречащими своему назначению выглядят работы.

Например, глянем на самый первый при осмотре выставки проект под девизом 927050. Какое отношение он имеет к теме «независимость»? А попробуйте отличить его арковые конструкции от таковых в проекте «Золотой звон» или в проекте, имеющем девиз 000777.

Если не касаться художественных достоинств проектов, их с одинаковым успехом можно выставить с маленькими поправками и на конкурс «Воссоединение», и «Победа в Великой Отечественной войне», и «80 лет Великой октябрьской революции», и «Покорение Вселенной», и других.

Вполне можно допустить, что некоторые из этих работ и готовились для других конкурсов, а вот подвернулся случай, почему бы не испытать судьбу еще раз.

Глядя на все это, нельзя отрешиться от ассоциаций с эпизодом времен гражданской войны из фильма «Гори, моя звезда», где великий комик Евгений Леонов играет киномеханика. Когда свой фильм он показывает большевикам, то немые кадры сопровождает наивной критикой в адрес буржуев-эксплуататоров. Когда же власть поменялась, и в зрительном зале сидят белые, те же самые кадры он озвучивает уже дифирамбами тем, кого вчера клеймил.

Наши авторы в лучшем положении, чем незадачливый персонаж Е.Леонова. Им и текст не надо сочинять. Достаточно поменять название, а то и просто номер.

В некоторых проектах читается желание автора стать украинским Эйфелем. То есть изваять нечто такое, что потом стало бы визитной карточкой Киева. Например, А.Кущ в проекте «Слава Украине!» считает необходимым для этого застроить всю центральную площадь города и вопреки целесообразности превратить ее в громадный мемориал.

Более интересной выглядит идея проекта, в котором история Украины изображается спиралью. Сама по себе спираль - красивая форма для интерьера, особенно без скрывающих ее колонн. Однако насколько грамотное воплощение она нашла в архитектурном отношении, пусть скажут специалисты.

Вызовет спор, очевидно, и динамическая композиция с тройкой лошадей, масштаб которой и направленность движения визуально скорее внесут хаос на площадь, чем соберут воедино ее ансамбль. Кроме того, что олицетворяют лошади? Куда устремлены? «Эх, тройка, птица-тройка! Знать, у бойкого народа…» Помните?

Нельзя пройти мимо проекта «Каменяр». Конечно, при желании можно проследить и логически оправдать непрерывность пути от «Каменяра» Ивана Франко до сегодняшней свободы. Но И.Франко о ней только мечтал и боролся за это, а мы ее уже имеем. Идея монумента именно в этом и заключается: «Независимость», а не «За независимость!»

Зачем же в этом случае разгонять прохожих киевлян и гостей города таким страшным взмахом молота?

По несоответствию символики идее независимости и нелепости вопросов, которые рождает это противоречие, проект «Каменяр» причудливым образом смонтировался в моем воображении с «Тройкой» и напомнил эпизод из фильма А.Довженко. Разозленный крестьянин бьет свою лошадь. Она поворачивает к нему голову и говорит: «Не туда бьешь, Иван!». Так и хочется предостеречь авторов: «не туда бьете, ребята!». Как у В.Высоцкого: «Эх, ребята, все не так, все не так, ребята!»

И вот мы завершаем осмотр. Задержавшись для приличия у неброского, непритязательного проекта В.Гнездилова, прокрутив мысленно все увиденное раньше, вдруг замечаем, что скромная на первый взгляд работа выдерживает, как говорят, критику с позиции всех претензий, которые можно было предъявлять предыдущим авторам.

Здесь все целесообразно.

Традиционные классические формы обусловлены ансамблем площади, классицизмом арх. Беретти, римской классикой здания консерватории, классическими в композиционной основе зданиями, расположенными по периметру площади. Поэтому иная стилистическая ориентированность монумента - композиционной доминанты площади - была бы просто неуместна.

авторы не боятся упреков в консервативности. Они мужественно отказались от соблазна использовать что-нибудь модное, броское, эффектное, понимая, что это все преходящее, сиюминутное.

И, наконец, главное. То, о чем было сказано в самом начале.

Этот монумент наиболее национален. И не только по стилистическим параметрам. А прежде всего потому, что авторская концепция лирической Родины вбирает в себя народное представление о берегине традиций, символе продолжения рода, хранительнице генетической памяти поколений.

Конечно, можно придирчиво посмотреть и на этот проект. Тогда можно заметить, что образ женщины хоть и выгодно отличается от безликих фигур большинства своих конкуренток, но своей психологической определенностью (в той мере, в которой такие слова применимы в этом жанре) она ближе все-таки к тому разряду, что «коня на скаку…» А мне кажется, более убедителен Е.Маланюк, который в своих трудах говорил об «эллинистической» (пассивной, женственной, мечтательной) сути Украины.

В целом можно сказать следующее.

В самом конце галереи, как бы завершая путь материализованных проб и ошибок, идея независимости обрела свое оптимальное воплощение в работе авторов под руководством В.Гнездилова.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК