«Я ОЩУЩАЮ СЕБЯ ПРЕЕМНИКОМ... »

12 декабря, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 48, 12 декабря-19 декабря 2003г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

...Уже его дипломная работа 1977 года, представленная им по окончании Киевского художественного инст...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

...Уже его дипломная работа 1977 года, представленная им по окончании Киевского художественного института, — иллюстрации к роману А.Толстого «Петр І», прошла как настоящее художественное событие, новый этап в развитии отечественной книжной графики. И дело было не столько в мастерском владении сложной техникой офорта, блестящих знаниях истории классического искусства, отраженных в самой манере рисования, культуре штриха, трепетных, живых соотношениях черного и белого, которые и составляют главную драматургию графического листа, а прежде всего в напряженной, взволнованной и многозначной образности, не только раскрывающей коллизии литературного произведения и «дух эпохи», но и продолжающей, дополняющей его темы, вступающей в диалог с самим писателем, предлагающей свою трактовку исторических персонажей. Так в украинской графике появился новый художник — Сергей Якутович, чьи имя и произведения стали значительным явлением отечественного искусства последней трети ХХ века.

С того времени Сергей Якутович «перерисовал» фактически всю мировую литературу, по крайней мере ту ее часть, которая причислена к категории классики. После «Петра І» были созданы блестящие офорты к «Полтаве» А.Пушкина, иллюстрации к эстонскому народному эпосу «Калевипоэг», «Трем мушкетерам» А.Дюма, «Обломову» И.Гончарова, «Севастопольским рассказам» Л.Толстого, «Легенде об Уленшпигеле» Де Костера, к произведениям Шекспира, Достоевского, Голсуорси... Только за последние три года он создал циклы иллюстраций и выполнил книжное оформление новых изданий «Тараса Бульбы» Н.Гоголя в издательстве «Дніпро» (2003), «Песни о Роланде» («Либідь», 2003), историко-энциклопедического исследования «Герби України» («Брама», 2000)... Разнообразные по техникам исполнения, образным решениям и стилистике, они отличаются выразительным «присутствием автора», тонким чувством особенностей литературного стиля, а самое главное — своим собственным, личностным восприятием времени и исторического образа.

Следует сказать, что в отечественной книжной графике достичь этого не очень легко. Ведь на протяжении ХХ века, и в частности в советский период, несмотря на все ограничения, идеологическое давление, эстетические догмы, возможно, именно вопреки им, отечественная иллюстрация вышла далеко за пределы утилитарного «книжного оформления», превратилась в большое и значительное явление художественной культуры, в сферу искусства, где лелеялись высокие критерии художественного качества, интеллектуальность творчества и мастерство. В определенной степени книжная графика была одной из тех ниш, куда «убегали» художники от плоской соцреалистической доктрины. Великая Литература давала возможность общаться с мыслителями и писателями прошлого, размышлять и высказываться «о главном» — настоящих проблемах человеческого бытия, истории, искусстве, культуре. Многообразие литературных произведений требовало знания исторических стилей, стимулировало поиск разных формальных решений, средств выражения и интерпретации. Во второй половине ХХ века в книжной графике так или иначе работали почти все значительные отечественные художники. Но не для всех она стала «делом жизни». В истории искусства вообще не так много имен, которые получили признание исключительно благодаря работе в иллюстрации. Сергей Якутович — один из них.

Однако и его станковые графические серии открывали новую страницу в украинском искусстве, занимали свое место и значение в его развитии. «Аккорды войны» (1980), «Предчувствие того, что происходит» (1982), «Время» (1983) отражали изменения в искусстве и творческом сознании, которые принесло с собой его поколение: острое ощущение мировоззренческого кризиса в обществе, вызревание перемен, напряженный и болезненный поиск своего собственного места в развитии искусства, «выяснение отношений с прошлым», где пиетет перед классикой мирового искусства пересекался с новым видением мира и реалий жизни. Неслучайно в художественном пространстве графических серий С.Якутовича как будто перекликаются между собой Калло и Гойя, Дюкер, Эрнст и Сикейрос, совсем неожиданно подключаясь к новому тогда тяготению к гиперреализму, придававшему его работам особую метареальность... В те же годы им были созданы еще две серии, достойные отдельного внимания, — «ТV» (1979) и «Снимается кино» (1981). И если в «TV» он чуть ли не первым в украинском изящном искусстве обратился к теме, которая станет одной из главных для нового искусства 1990-х, — фантомной реальности экранных образов, через телевидение назойливо входящих в каждый дом, влияющих на человеческое сознание, образ жизни, мировоззрение, то вторая — «Снимается кино» — оказалась в его творческой жизни почти пророческой: в 2000 году он сам выйдет на съемочную площадку как художник одного из самых фантастических фильмов украинского кино — «Молитвы за гетмана Мазепу» Юрия Ильенко.

Именно благодаря участию С.Якутовича критики назвали этот фильм «нарисованным кино», подчеркивая огромную роль художника в его фантасмагорической образности. И действительно, всего того, что нарисовал, вырезал, склеил и слепил для этого фильма Якутович, хватило бы для многих экспозиций. Здесь он как будто вернулся к своей любимой теме — эпохе барокко, начавшейся в его творчестве еще с иллюстраций к «Петру І», «Трем мушкетерам», «Тилю Уленшпигелю», «Полтаве».., а вместе с тем и к своей детской мечте — стать режиссером. Кстати, профессия художника-иллюстратора очень близка к режиссуре: в книге он тоже выстраивает свой зрительный образ по ее литературному сценарию, раскрывает его постепенно, во времени и пространстве, оживляет литературных персонажей, строит мизансцены отдельных действий... Но, в отличие от графики, кино — чуть ли не самое жестокое из искусств. Об этой его черте сказал и сам художник в своем графическом цикле 1981 года, где настоящие живые люди, их стремления и силы, а вместе с ними — вещи и пространство выступали только орудием режиссерского замысла, только средством в достижении его цели. Хорошо, если эти замыслы окажутся удачными, а если нет?.. От декораций С.Якутовича для «Мазепы» ничего не осталось.

Но появилось другое — огромная графическая серия «Мазепиана» (2002), своеобразный итог многолетних раздумий художника над украинской и мировой историей, смыслом ее побед и потерь, блеска и отчаяния, над великой эпохой барокко в украинской культуре, ставшей для нее и эпохой национального взлета, и «эпохой руины», которая на долгие века ввергла ее в безысходность колониальности. И еще — об одном из наиболее неоднозначных персонажей нашей истории — меценате и воине, шляхтиче и казаке, любовнике и авантюристе, бунтовщике и державнике — гетмане Иване Мазепе. В метафористике сложных динамических композиций, переплетении образов разворачивает художник удивительную и захватывающую картину исторического Времени, которое творит своих героев и само создается ими. Хорошо ощущая метафизику исторического движения, художник иллюстрирует его события и персонажей, наделяя их живой плотью и кровью, и вместе с тем исследует, анализирует внутреннее содержание исторического движения, которое, как лавина, захватывает людей и страну, перемешивает судьбы, сталкивает между собой разные жизни, ломает и создает новое... «Мазепиана» Сергея Якутовича ждет издания отдельной книгой-альбомом, с авторскими текстами и комментариями, где слово и изображение, автор и его герои, а вместе с ними и читатель станут участниками захватывающего повествования-исследования.

...В одном из интервью Сергей Якутович высказал мнение, наверное, наиболее точно передающее главный смысл его творчества: «Идея преемственности мне очень импонирует, поскольку я ощущаю себя преемником... Я чувствую ответственность, и именно это, пожалуй, сформировало меня как художника». В разнообразии современного искусства, в пестроте новой «графической продукции» нашего времени творчество С.Якутовича действительно отличается особенной ответственностью за то, что он делает, чрезвычайной профессиональной культурой и настоящей классичностью, которая выдерживает жесткую проверку временем и сравнение с выдающимися произведениями прошлого. Его искусство продолжает великую традицию Г.Нарбута, В.Фаворского, Г.Якутовича... Она вырастает из пространства Великой Литературы и Великого Искусства, где художник выступает их стражем и преемником, способным осуществлять тот бесконечно новый синтез между словом и изображением, который доступен только художнику-графику.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК