Я еду "Домой"

30 августа, 15:35 Распечатать Выпуск №32, 31 августа-6 сентября

Этим летом в нашем кинопроцессе произошел небывалый случай: новый фильм режиссера Наримана Алиева "Домой" оказался в орбите сразу двух "Оскаров" — американского и европейского.

Украинский Оскаровский комитет предложил именно эту картину для презентации Украины на площадке Американской киноакадемии. Почти одновременно и в Европе заинтересовались украинским фильмом, поэтому "Домой" претендует также и на номинацию премии Европейской киноакадемии, которую еще называют "Европейским Оскаром". Украинская картина оказалась среди 46 фильмов, отобранных комиссией. Какие ленты и в каких номинациях будут бороться за получение премии, станет известно 9 ноября на Фестивале европейского кино в Севилье. А награждение победителей состоится в декабре в Берлине. Украинский зритель сможет увидеть картину в кинотеатрах с 7 ноября.

Пока далеко не все видели этот фильм. Мировая премьера "Домой" состоялась на Каннском кинофестивале, а украинская — на Одесском, где фильм "Домой" получил Гран-при. Кстати, после финальных титров зрители встретили авторов фильма 10-минутной овацией.

Это полнометражный режиссерский дебют Наримана Алиева. Он уже является автором нескольких короткометражек ("Без тебя", "Тебя люблю", "Вернуться с рассветом"), где заявил о себе как серьезный режиссер. В своих работах Нариман исследует тему семейных отношений, традиций и быта крымских татар.

Первые зрители фильма "Домой" отмечают, что лента уже с первых секунд держит зрителя в напряжении, приходится "пропускать" через себя ощущения, эмоции героев, ведь этот фильм сильный, контрастный, словом — очень цепляет. Кстати, герои "Домой" разговаривают тремя языками — крымскотатарским, украинским и русским. Здесь тонко подмечены взаимоотношения отца и сына, понятие родины, Бога.

По сюжету фильма у крымского татарина Мустафы умирает старший сын. Отец приезжает в Киев, куда два его сына перебрались после аннексии Крыма, чтобы вернуть младшего сына домой, а старшего — похоронить на родине в Крыму согласно мусульманским традициям. Это кино можно отнести к "роуд-муви", ведь по сюжету герои едут из Киева в Крым. Поэтому и география съемок довольно широкая — это Киев, Киевская область, Николаевская область, Арабатская стрелка...

Главные роли в фильме "Домой" исполнили Ахтем Сеитаблаев и непрофессиональный актер Ремзи Билялов, продюсером картины стал Владимир Яценко.

Итак, есть повод поговорить с авторами фильма — режиссером Нариманом Алиевым (он же соавтор сценария) и сценаристкой Марысей Никитюк.

— Нариман, скажите пожалуйста, в основе сюжета — история сугубо художественная, выдуманная, или есть какие-то реальные факты, подтолкнувшие вас к съемкам этого фильма?

— Это художественная история. А к работе над указанной темой меня подтолкнула идея моего азербайджанского коллеги Новруза Хикмета. Я слышал, что были реальные похожие ситуации, однако на них сюжет нашего фильма не основан.

— Что вы скажете о реакции первых зрителей фильма "Домой", в частности крымских татар?

— Конечно, об этом надо спрашивать зрителей, но Гран-при в Одессе, которое присуждается по зрительскому голосованию, означает, что зритель высоко оценил наш фильм. Надеюсь, остальные зрители, которые пойдут в кинотеатр на наше кино, не будут по этому поводу сожалеть.

— Как формировался кастинг в ваш проект? Были ли конкуренты у Ахтема Сеитаблаева?

— Нам пришлось потрудиться, ведь на главные роли нужны были актеры, которые могут разговаривать на крымскотатарском и быть собственно крымскими татарами. У Ахтема, конечно, были конкуренты, но он был на несколько ступеней сильнее других. А вот, например, на одну роль мы взяли Акмала Гузерова, который не является крымским татарином, однако для фильма изучал крымскотатарский язык и прекрасно справился со своей ролью.

— Какова фестивальная судьба ленты? То есть какие фестивали пригласили вас в ближайшее время?

— Мировая премьера фильма состоялась в конкурсе Каннского кинофестиваля. Кроме того, мы участвовали в конкурсе фестиваля в Казахстане. В Бухаресте получили от жюри Гран-при за лучший фильм. Фестивальная премьера в Украине состоялась в Одессе, где фильм тоже получил главную награду, вместе с грузинским фильмом "А потом мы танцевали". В сентябре фильм покажем в Бельгии. Уже есть подтвержденные несколько важных фестивалей, но мы пока об этом не можем говорить. Фестивальной стратегией и продажами картины занимаются наши французские партнеры Wild Bunch. Кстати, права на фильм уже проданы во Францию, Великобританию, Китай, Турцию, Грецию и Бенилюкс.

— Есть ли уже в разработке какой-то новый ваш проект?

— Теоретически есть. Сейчас мы работаем над практической реализацией, но пока об этом ничего сказать не могу.

— Что касается ситуации в украинском кино, есть два мнения — оптимистичное (выделяют деньги, много снимают) и скептическое (много снимают, но мало кто это видит, и кино не собирает полных залов). Вы относительно этого оптимист или скептик?

— То, что вы описали, не является оптимистичным или скептическим видением ситуации, — это победа или "зрада". Мы медленно идем в правильном направлении, потому что за 10 лет успешной индустрии не построить. Нужны время, терпение и много труда.

* * *

Автор сценария фильма Марыся Никитюк рассказывает ZN.UA, что самым сложным в работе над сценарием "Домой" была нехватка знаний о крымских татарах и мусульманских обычаях.

— Но мы писали сценарий фильма вместе с Нариманом, и он всегда исправлял, если что-то было не так. Вообще идею ленты режиссер долго вынашивал. Он обратился ко мне на этапе более-менее готового тритмента, и мы начали работу. В принципе, сценарные схемы написания отличаются в зависимости от идеи и типа истории, которую вы пишете. Поэтому единого стандарта вообще не существует.

— Марыся, довольны ли вы кастингом актеров? Такими ли представляли героев, когда писали этот сценарий?

— В этом проекте я сценарист. И все, что не сценарий, — не моя зона ответственности. Дальше к работе приобщаются руководители департаментов и режиссер. Думаю, что Нариман собрал замечательную команду, и у них все хорошо получилось. Кастинг очень хороший.

Помню, на премьере фильма в Каннах я была просто поглощена просмотром. А когда фильм закончился, многие люди рядом со мной плакали. Значит, их взяло за живое, — и это самое важное.

— Сценарий фильма сразу пошел в работу, или пришлось что-то переделывать, дополнять?

— Все переделки и дополнения происходили уже без меня и часто прямо на площадке. Не было времени останавливать процесс и согласовывать сценарий.

— Что вы можете посоветовать начинающим сценаристам, которые только хотят приступить к написанию сценариев для кино?

— Начинать следует с коротких метров, чтобы эмпирическим путем почувствовать ход истории, рост персонажей, переломные моменты и тайминг. История короткого метра должна длиться до 30 минут. К тому же короткий метр — лучший способ вхождения в профессию и фестивальное движение. Кроме того, хочу сказать, опираясь уже на собственный опыт преподавания сценарного мастерства, что неопытные сценаристы часто начинают придумывать что-то абсолютно нежизнеспособное, нагромождая фэнтезийные события. Людям часто кажется, что их жизнь неинтересная, и что в кино должно каждых несколько минут происходить что-то невероятное. Это большая ошибка, ведь для начала надо овладеть реальностью, научиться вглядываться в глубину бытовых конфликтов. Потому советую очень внимательно прислушиваться и присматриваться к себе и своему окружению. Одна из весьма помогающих техник — сбор информации на диктофон, распрашивание интересных персонажей, которые привлекли ваше внимание. А потом — расшифровка надиктованного на бумагу. Это расширяет диапазон героев, а также учит излагать сюжет разговорным языком, ведь у каждого персонажа — свои лингвистические характеристики.

— Вы согласны, что в Украине есть проблема с качественными историями для кино?

— В Украине со многим есть проблемы в кинопроизводстве, ведь индустрия только поднимается на ноги. Но недооценка многими участниками процесса важности хорошего сценария — это факт. Сценарий полного метра пишется от полугода до года, а иногда и дольше, это зависит от многих факторов. К тому же пока очень мало людей понимают, что написание — продолжительный процесс, требующий инвестиций не только времени, но и денег. Если сценарист должен трудиться на четырех работах одновременно, чуда не произойдет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 21 сентября-27 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно