Наконец-то. Именно этими словами хочется начать рассказ о презентации альбома «Людмила Жоголь. Чарівниця художнього текстилю». Поскольку творчество этой мастерицы — уже неопровержимая классика украинского декоративного искусства. В ней объединились история и современность как временное измерение жизни — и уровень мастерства, являющийся результатом суровых испытаний и художественной зрелости. В конце 2008 года, вопреки экономическому кризису, в издательстве «Либідь» увидел свет альбом о Людмиле Жоголь — талантливой женщине, жизнь которой похожа на ее искусство. Книгу создали давние коллеги мастерицы и известные искусствоведы: Зоя Чегусова, Татьяна Кара-Васильева, Тамара Придатко. Первое, и едва ли не самое важное, что хочется сказать о книге, — она красивая. Второе — спросить, хватит ли тиража на всех желающих.
Людмила Жоголь — народный художник Украины, академик Украинской академии архитектуры, художник с огромным списком персональных выставок и не меньшим списком отличий. Длительное время она занимала солидные профессиональные и общественные должности, которые давали ей возможность активно внедрять в монументальное искусство эпохи социалистического реализма нестандартные идеи, защищать коллег, бороться с будничностью и серостью мнения «об искусстве» партийного руководства. Когда листаешь страницы ее биографии, которая началась в мае 1930-го с колыбели в куреневском дворе Киева, переполняешься ощущением интенсивности той жизни, в которой всегда находилось место и творческим свершениям, и общественной деятельности.
Книга состоит из трех основных частей. На фоне восхитительных гобеленов, которыми щедро украшен альбом, разворачивается рассказ о художнице, которая посвятила себя художественному текстилю и через него обращается к миру на языке вдохновения и красоты. Людмила Жоголь кардинально изменила представления о ткачестве, введя его в оформление общественных сооружений, тактично соединив традиционное искусство с идеей национального колорита в условиях современного интерьера. Совместив в себе талант к ткачеству и талант к слову, она отстаивала и сейчас отстаивает художественные принципы художественного гобелена.
Важный и, безусловно, положительный признак издания — совокупность творческой и персональной биографии Людмилы Жоголь, которая предстает величественной госпожой на фоне собственных гобеленов и в семейном кругу. В текст введено много стихов, перекликающихся с ее творчеством, цветом выделен текст личного рассказа-воспоминания Л.Жоголь о жизни, искусстве, времени и судьбе. В этом смысле книга — ценный источник информации о стране, которой уже нет.
В 1998 году Л.Жоголь создала гобелен «Моя квітка — будяк». А в книге я нашла интересное объяснение природы этого произведения. «Чому така любов до цієї красивої, сильної і дуже колючої квітки? Мабуть, тому, що я ніби ця квітка. Я знаю, що характер у мене складний: я колька, якщо мене образять, я сильна — це підтвердило моє життя. І, кажуть, була красива…»
Именно цветам посвятила Людмила Жоголь большинство своих гобеленов. Буйствует цвет в плетении нитей, и создаются образы приятные и знакомые, потому что спросите себя — «можно ли цветы не любить?». В предисловии к альбому Борис Олийнык написал: «Всі польові квіти України кладу Вам на підвіконня».
Припоминаю, когда мы путешествовали с ней вместе по Норвегии, даже в суровой природе севера она мысленно собирала букеты из цветов, мелькающих за окном...