ВЫСТАВОЧНЫЙ ВОДОПАД

21 февраля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 8, 21 февраля-28 февраля 1997г.
Отправить
Отправить

Бевза со товарищи долго копил силы, а потом как бахнул: каталог, выставочный водопад: Ницца, Люксембург, Женева, наш Национальный художественный музей...

Бевза со товарищи долго копил силы, а потом как бахнул: каталог, выставочный водопад: Ницца, Люксембург, Женева, наш Национальный художественный музей. Места-то какие!

Вчера еще по легендарной Ницце Ив Клайн ходил, а сегодня его друг Арман там наших ребят награждает: «D'ART CONTEMPORAIN'96». Приз за лучшую экспозицию. 750 участников из почти всех стран мира. Не слабо, ох не слабо.

Наши ребята: Петр Бевза, Петр Лебединец, Алексей Литвиненко, все - Киев, Украина, живописцы.

«Приз - выставка в одной из галерей Парижа, в течении года. Да, там где платишь сотни и сотни за один экспозиционный день, это весомо. Опять же, не в деньгах дело. В приличные места - поди пробейся. Из бывших совков один Кабаков по Европе звучит».

Смотрю россыпь фотографий: счастливые, загорелые, вокруг толпы девушек французских. «Ты смеешься, а мы у нас никогда не видели столько людей на выставках. Такое ощущение, что это был праздник для всего города. Везде плакаты, флаги, цветы. ...Нас узнавали на улице!»

Их рассказы мне напоминают воспоминания тех, кто освобождал Прагу в 45-м. Говорят, девушки тогда несли танкистов на руках через весь город…

«Так мы ничего, в контексте? - Как видишь. Такое ощущение, что Европа устала от бесконечных экспериментов, истосковалась по нормальной, хорошей живописи. - Во Франции вы, вероятно, воспринимались как традиционные художники, продолжатели линии

50-х годов, Анри де Стайля, Сержа Полякова? - Дело не в классификации. Для нас живопись - образ жизни, страсть, боль, мечта, религия. Видно, это задело французов. Они привыкли к более спокойным, декоративным что ли решениям».

Традиционная отечественная метафизика. Шпенглер когда еще написал что-то вроде того, что: удивительная страна Россия, холод, разруха, а на площадях собираются голодные юноши и рассуждают о Боге. Вышеупомянутые Анри де Стайль и Серж Поляков, знаменитые французские живописцы 50-х, тоже, впрочем, из наших - дети эмигрантов первой волны.

Сейчас «в кругах» киевских художников зреет шальная мысль возродить европейское живописное движение, почти прерванное тридцать с лишним лет назад, когда в начале 60-х все задавил американский поп-арт. Мечтают о биеннале нефигуративной живописи в Киеве. Успех, явный успех наших ребят в Европе дает основание так мечтать. А еще ведь и удивительно мощная группа «живописный заповедник» и, и... Всех радостно перечислим позже, в каталоге биеннале, который и которое, я надеюсь, состоится в обозримом будущем. Что надо для этого? Думаю, опять же не только деньги. Для того чтобы приехали действительно крупные художники, нужен авторитет, контакты, свое лицо в мировом контексте. Вот этим-то сейчас активно и занимаются Бевза, Литвиненко, Лебединец.

Что есть, собственно, их другая выставка в турне - «DU VAGUE A L'ART», Люксембург. Из нашей троицы там принял участие, правда, пока только Бевза. Как я понял, это неформальная общеевропейская живописная инициатива молодых художников - там и Испания, и Германия, и даже Грузия. Европа и шире - мир европейской культурной традиции, сейчас все больше и больше осознают себя одним целым - без границ, таможен, берлинских стен и прочее. В Люксембурге эта выставка, между прочим, проходит в здании бывшей городской тюрьмы - Tu te sall. И пока там раскачаются наши политики, художники уже входят в общеевропейское пространство. И самое главное - есть с чем входить. Прошла пресловутая послеперестроечная «красная волна», когда мы вызывали только экзотический интерес, и Бог с ней. Приходят художники, такие как Бевза, Литвиненко, Лебединец, интересные своей живописью как таковой, а не только совковостью и посттоталитарностью - так это же здорово.

«И в Ницце, и в Люксембурге мы почувствовали какое-то общеевропейское братство художников. Открытость, общение, взаимный интерес - когда надо было снимать работы, чуть не плакали».

Бевза: «В Люксембурге царил какой-то удивительный дух опрокинутости в будущее. Мечты, фантазии, совместные проекты. Было ощущение, что тут рождается искусство XXI века». И наша троица, разумеется, приняла самое активное участие в этих проектах-прожектах. После выставки «ET CAETERA» в киевском Национальном художественном музее готовится международный проект «ET CAETERA». «Pyx назовні» и е.с. и е.с.

А еще ведь и в Женеву заехали. Тихие, светлые залы International Academy of the Environment, где парк органично входит просто в архитектуру, а архитектура в озеро и пение птиц. И в этот интернациональный Environment вписалась и наша живопись. Может, действительно, будущее - это страна птиц, озер и живописи?

«Как вы попали туда, как исхитрились? - В Женеву, конкретно, пригласил швейцарский Foundation Vidrodgema (не путать с нашим, киевским, «Відродженням»), увидев в Киеве каталог. В Ниццу просто заранее, за полгода, послали свои материалы, пришел вызов.

Ехали на автомобиле, работы в прицепе, жили в гостиницах - все за свой счет... Пора отвыкнуть от опеки - Союза художников, министерства. - На Западе художник имеет менеджеров. - Ну, это разве что самые-самые. Мы попали как раз в круги чисто художнического движения. Выставка в Ницце, например, имела в подтексте название DIREKT ART - художники, напрямую общающиеся с публикой, без маршанов! Затея в Люксембурге имела аналогичный пафос. - Так не надо ждать милостей от... - Не надо. Стучитесь сами. - Какая дверь открылась первой? - Родного управления культуры, помогли с каталогом. Хорошо, что там сейчас не чиновник, актер А.Быструшкин. Не надо ничего долго объяснять...

Не успели ребята получить сигнальные экземпляры, пора собираться в Ниццу, киевское отделение Фонда Ганса Зайделя пригласило с выставкой - каталог увидели. Фонд политический, что им живопись? - Очень, очень культурные политики. Нам бы таких в парламент».

Ну и музей. Наш, главный. Национальный художественный - «со львами». Музей в последние годы ведет активную выставочную политику, покруче иного специализированного выставочного центра. - Хожу по залам, радостно подпрыгивая. Чистейшие аккорды цвета: легкий, беззаботно красивый Лебединец, свежий, сильный и чистый, как ребенок, Литвиненко, символический, весь в контексте и подтексте Бевза - ну, на то он и идеолог группы. Разные, но созвучные, как в хорошем оркестре. И не побоялись быть вперемежку, в контрапункте. Не навешали густо-эгоистично - мощно, сильно, красиво звучит общая музыка.

ET CAETERA, говорите, без остановки, без убивающей все фиксации? Ну что ж, дай Бог, пусть звучит. «Рух назовні» разворачивается: пока пишу, они уже в Германии - Маннхейм, STADTHAUS. Жулики? Предприимчивые дельцы? Каждый может раскрыть каталог и посмотреть. Им есть что показать. А когда есть что, почему не показывать? Старый миф о художнике, всю жизнь прожившем на чердаке и ставшем знаменитым после первой и одновременно посмертной выставки, изрядно пропах нафталином. Посмотрите на эти счастливые фотографии - солью пахнет, морской солью Ниццы. Покупай билет - и едь. Стучись в двери - откроются! Планетка такая маленькая - она наша.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК