В культурном центре «Украинский дом» открылась выставка современной японской гравюры. Хронологические рамки представленных здесь работ, охватывают период с 50-х (время послевоенного возрождения японской культуры) по 90-е годы.
75 работ 46 художников представляют собой широкую панораму всех существующих стилей и направлений в современной гравюре Японии. Разнообразие мастеров, творческих манер, графических техник и формальных решений свидетельствуют о большой популярности этого вида искусств в Японии.
Выставочный зал объединил работы как опытных художников, так и молодых, начинающих графиков.
Особого внимания заслуживают работы старых художников-профессионалов, творческая биография которых связана преимущественно с гравюрой. Эти гравюры возрождают традиционную для Японии технику ксилографии.
Расцвет цветной ксилографии Япония переживала в
XVIII веке. Ее сильное отличие от европейской ксилографии обусловлено связью между японской гравюрой и искусством каллиграфии. Отсюда и знаковость, подчеркнутая плоскостность изображения. Основное средство художественной выразительности в классической японской гравюре - линия и пятно. Линия при этом приобретает особое значение и эмоциональную выразительность. Художник избегает светотеневых решений. Его совершенно не интересует возможность изображения пространства и объема. Современная японская ксилография плодотворно использует традиции прошлого, особенно в области пейзажа. Фрагменты реального мира помещены в условную среду. Это в сочетании с использованием утонченных переливчатых тонов колорита придает пейзажным мотивам поэтическое настроение.
Применение новых формальных идей современным мастерством часто сближает японскую ксилографию с европейской.
На выставке представлены также работы ведущих японских художников, не являющихся профессиональными графиками. Их оригинальные гравюры выполнены в основном в технике литографии - наиболее свободной из графических техник. Эта техника не требует от художника специальных навыков гравировальщика, не сковывает его индивидуальной манеры и темперамента. Именно широкие изобразительные возможности литографии позволяют проявить себя графикам-дилетантам.
Офорт - одна из наиболее изысканных и трудоемких графических техник - довольно широко представлен на выставке. Эта техника была изобретена в Европе и в Японии появилась в середине XVIII века. Офорты, находящиеся на выставке, в наибольшей степени обладают чертами интернационального стиля.
Несомненно, внимание зрителя привлекают своей экспрессивной красочностью, нарядностью, оригинальными формальными идеями шелкографии современных художников.
Младшее поколение графиков продемонстрировало не только свои эксперименты с художественной формой в области гравюры, но и поиски новых технических средств, таких как использование фотографии и рельефной печати.
Выставка покоряет разнообразием показанных работ и дает представление об эволюции японской гравюры 1950-1990 годов.