В столичном Музее одной улицы проходит выставка «Владимир Высоцкий: Место встречи…». Идея проекта – рассказать о прежде неизвестных страницах жизни и судьбы легендарного актера и барда.
Судя по названию экспозиции, можно предположить, что она отражает лишь работу актера над одноименным фильмом Станислава Говорухина, где Глеб Жеглов, сыгранный Высоцким, стал символом мужской стойкости для нескольких поколений зрителей.
— Название выставки возникло потому, что культовый фильм наиболее связан с именем Высоцкого, — рассказывает «ЗН» директор музея Дмитрий Шленский. — Ведь в памяти миллионов Владимир остался Жегловым, к тому же Музей кино Одесской киностудии предоставил нам плащ и шляпу Владимира Семеновича из «Места встречи…». С Музеем кино Одесской киностудии у нас сложились добрые отношения. И помимо этих уникальных вещей сюда доставлены также его фотографии, сценарии – то есть все то, что хранится в фондах этого музея, временно закрытого.
Голос барда под аккорды гитары звучит в музее из магнитофона, завуалированного под бобинник советских лет, заполняя собой весь зал. Это еще больше настраивает посетителей на личность Высоцкого. А многочисленные архивные документы и неизвестные до сих пор снимки повествуют о ближайших родственниках поэта и его многочисленных киевских корнях. На открытие приехала двоюродная сестра Владимира Семеновича Ирэна Алексеевна Высоцкая, известная писательница и автор книги-воспоминаний «Мой брат Высоцкий. У истоков». Оказывается, они часто встречались с поэтом здесь, в Киеве. Так как жила она у бабушки на улице Ивана Франко, 20. Этот адрес хорошо знал и Володя Высоцкий – первый и любимый внук Дарьи Алексеевны Семененко (ранее Дора Евсеевна Высоцкая). Ирэна Алексеевна привезла в дар музею пластинку с автографом поэта.
Непосредственно на выставке начало рода представлено от Вольфа Шлиомовича Высоцкого, сына мастера-стеклодува, приехавшего в 1911 году в Киев поступать в Коммерческий институт…
— Вольф Шлиомович – его дед, который в 20-е годы взял себе имя на русский манер — Владимир Семенович, в общем, Владимир Семенович-старший, — помогает разобраться в непростой родословной Высоцких директор музея. — У него был брат Леон. На самом деле он — Лейбаш Леомович Высоцкий, который стал Леоном Соломоновичем (это известный химик, проживший всю жизнь в Киеве, основавший завод на Куреневке, функционирующий до сих пор). У Владимира Семеновича-старшего (деда) было двое детей: Семен (отец поэта) и Алексей – известный военный журналист, сценарист и очень близкий человек для Владимира Семеновича-младшего. Ирэна — дочь Алексея — в своей книге «Мой брат Высоцкий» рассказала не только о поэте, но и о семье, о его окружении. Раньше об этом ничего не было известно. И лишь в 80-е в своих передачах Рязанов поведал о том, что Высоцкий связан с Киевом, так как часто приезжал сюда к бабушке. Так случилось, что Владимир Семенович-старший в 20-е годы уехал в Москву. С ним поехала и супруга. Но они там разошлись. Она не нашла себя в Москве и жила здесь, в Киеве, до конца своих дней. Умерла в 1970 году и похоронена на Байковом кладбище. Известно также, что первая супруга знаменитого барда – Иза Высоцкая – после окончания Московского театрального института работала в киевском Театре русской драмы. Поэтому он часто приезжал сюда. Хотя киевский этап жизни Владимира почему-то не освещался, в Москве вообще не принято об этом говорить.
Выставка состоит из трех частей – киевские корни семьи Высоцкого, неизвестные фотографии с концерта в Сумах и многочисленные экспонаты Одесского музея кино…
Среди представленных экспонатов, которые воссоздают атмосферу той эпохи – «Матрикулъ № 1840» (оказывается, так раньше именовалась зачетная книжка) Вольфа Шлиомовича Высоцкого. Здесь же пожелтевшая, но сохранившаяся его автобиография. Еще есть «Дипломъ Высоцкого Леона Соломоновича въ том, что он прослушал курсъ наукъ Киевского Коммерческого Института» и «Матрикулъ слушателя»… С фотографий на нас смотрят красивые, открытые и мужественные лица. «Час зачатья я помню не точно, — Значит память моя однобока…» — «сетовал» впоследствии знаменитый наследник.
Много фотографий с концерта в Сумах (апрель 1978 года). Тогда Высоцкий приезжал на гастроли, давая по четыре концерта в день («Я к микрофону встал как к образам. Нет! Нет! Сегодня, точно к амбразуре…»). Есть снимки в кругу семьи («Люблю тебя сейчас, не тайно – напоказ…»). Вот Высоцкий в лодке («Я никогда не верил в миражи, в грядущий рай не ладил чемодана…»), Высоцкий-актер («Жизнь Галилея», «Пугачев», «Гамлет», «Вишневый сад»). Представлена и посмертная маска Владимира Семеновича. Есть документы со съемок «Места встречи…» (негативы, информация о персонажах фильма и их костюмах). Кстати, некоторое время в Одессе Высоцкий работал и в качестве режиссера фильма, причем так рьяно взялся за дело, что справился с задачей в два раза быстрее, чем предполагалось: снимал без лишних перекуров с утра до вечера. «Он нас замучил!» — жаловалась впоследствии творческая группа Говорухину.
—Для открытия любой экспозиции необходимы немалые средства, — продолжает рассказ Дмитрий Шленский. — А у нас в год проходит 5—6 выставок и, естественно, вложенные деньги окупаются, так как люди все равно ходят. Ведь наш музей не государственный, а общественный. Зарубежные, в том числе и российские, музеи практически не идут на то, чтобы сюда что-либо транспортировать. Например, в Московском музее Высоцкого и слышать не хотят ни о каком обмене. Поэтому приходится находить родственников — людей, у которых сохранились частные предметы. Раньше благодаря Сергею Шиловскому доставили в Киев уникальные экспонаты из Москвы, которые доселе не покидали квартиры Елены Сергеевны Булгаковой.