Вырваться из ловушки

4 октября, 2019, 16:42 Распечатать Выпуск №37, 5 октября-11 октября

К печальной годовщине — пять лет "Иловайскому котлу" — в отечественном прокате "Иловайск 2014. Батальон "Донбасс".

Режиссер ленты — Иван Тимченко, в главных ролях — Тарас Костанчук, Анастасия Ренард, Руслан Сокильник, Сергей Дзялык, Александр Мавриц, Олег Драч.

Если искать некоторые светлые стороны в нынешней войне на Востоке (несравнимые, конечно, с потерями), то это объединение большей части общества и рост патриотических настроений (что хорошо не всегда, но для Украины сегодня жизненно необходимо). А еще — формирование определенного культурного поля. Уже можно говорить о соответствующем направлении в современной украинской литературе, в то же время кинематограф, более трудоемкий и финансово зависимый, смог снять определенное количество игровых и документальных лент. Что важно — качественных, по крайней мере, на общем фоне отечественной кинопродукции. Причем речь идет не столько об авторском кино (хотя как тут не упомянуть о "Донбассе" Сергея Лозницы и "Атлантиде" Валентина Васяновича, фильмах — победителях международных кинофестивалей!), сколько о массовом.

В 2017 г. событием стали "Киборги" Ахтема Сеитаблаева о защитниках ДАП. Можно сказать, что "Иловайск 2014. Батальон "Донбасс" несет на себе ощутимое влияние "Киборгов": кроме темы — знакового события нынешней войны, — общими являются и опора на реальные факты, и активное участие реальных бойцов в создании киноистории, и коллективный герой, и мотив некоторого антагонизма между "обычными военными" и военным руководством в частности и государственной системой с ее равнодушием к своим героям в общем, и даже такая стилистическая черта, как отбор "незвездных" (по крайней мере, пока что) актеров, что усиливает для зрителя подлинность происходящего на экране. Насколько эти черты станут тенденцией для украинского военного кино, покажет время.

И вместе с тем "Иловайск" — иной. В нем меньше рефлексии и больше остросюжетности. Хотя, опять-таки, в центре рассказа оказываются не столько события, сколько люди. И под Иловайском со временем начинаешь понимать не столько город как стратегический объект, сколько его жителей, а под "Донбассом" — не батальон как военную единицу, а его бойцов, которые, конечно, формируют некое коллективное тело, и все же сохраняют свою индивидуальность. Фильм предлагает ряд образов военных-добровольцев, которые, не выходя за пределы канонического изображения героев, все же достаточно яркие и хорошо запоминаются, несмотря на скромное экранное время. Вообще же в ленте показаны три стороны: украинские военные, местные жители и враг — сепаратисты и российские военные.

Сюжетных линий несколько, они объединяются между собой, и тут не обходится без некоторых неуместных вещей. В частности, судьбы персонажей настолько переплетены, что иногда кажется: в Иловайске живет несколько десятков жителей, и они все связаны между собой если не родственными, то дружескими или профессиональными связями. Кроме того, с какого-то момента действие распадается на две линии — на отступление украинских войск и печально известный котел, с одной стороны, и историю двух раненых бойцов "Донбасса", вынужденных скрываться в городе, — с другой.

В центре рассказа очутилась вторая линия, так что первая выглядит весьма пунктирно. В конце концов, она сводится к выходу двух бойцов из окружения. Автор этих строк недостаточно компетентна, чтобы оценить соответствие киноистории историческим реалиям, и с точки зрения обычного читателя новостей (а такими являются большинство зрительской аудитории), основными моментами отображения стали: недостаточное знание и соответствующая оценка обстановки военным командованием; решительная, однако неудачная попытка освободить Иловайск, что должно было бы стать шагом к освобождению Донецка; разговоры командования с врагом и российский "зеленый коридор", завершившийся обстрелом, — очередное напоминание о цене договоренностей с таким противником. В конце концов, картина котла показана в весьма апокалиптических тонах. Однако конец фильма вообще оптимистичен, благодаря индивидуальным историям тех, кто смог спастись.

Здесь мы подходим к основной сюжетной линии. Раненые бойцы с позывными "Бишут" и "Квентин" находят приют в жилом доме. На Бишута (командира штурмовой группы "Донбасс", которого, кстати, сыграл сам прототип, и весьма удачно) охотится комендант Иловайска Рунков, бывший офицер ГРУ. Антагониста "очеловечили" (кстати, еще одна характерная особенность и "Киборгов", и "Иловайска"), дав ему предысторию и личные мотивы: по сюжету он распрощался с военным прошлым, и только желание вернуть сына, который вступил в сепаратистские ряды, заставило его пойти на службу ДНР.

Однако самій больший интерес в фильме вызывает не он. И даже не Бишут с Квентином: с ними все понятно, это — герои, и зрителю остается только следить за тем, как они, несмотря ни на что, выберутся из Иловайска. Менее однозначными и, соответственно, более интригующими являются негерои (из которых некоторые все-таки становятся героями — хотя и на первый взгляд незаметными). Речь идет о местных жителях — того самого Донбасса, голоса которого "не слышал Киев" и теперь вряд ли слышат ДНР и ЛНР, и тем более — Россия. Отношение к ним в Большой Украине неоднозначно. Их можно обвинять в том, что они допустили приход сепаратистов к власти, что они симпатизируют им и России и считают всех украинцев "фашистами". И все же они остаются украинским населением. Населением, среди которого достаточно и симпатизирующих украинской стороне, и еще больше — просто людей, готовых жить при любой власти… если жить, конечно, дают.

Один из важных мотивов ленты — то, как сначала индифферентные, а то и враждебные к Украине жители оккупированных территорий начинают задумываться над тем, что происходит на самом деле. Симптоматично, что основными персонажами здесь являются женщины (а женщина обычно символизирует землю, территорию). Главная героиня, Светлана, в начале фильма возникает как более или менее типичная местная жительница, которая идентифицирует себя, скорее, с ДНР, чем с Украиной, однако основной идеологией которой остается выживание. Впрочем, не только личное. Она остается в городе ради отца-инвалида, заботится о старенькой соседке. Работает секретаршей у коменданта Иловайска и без колебаний прячет украинских военных. Влюбляется в одного из них и теряет его, а заодно, похоже, и жизнь (окончательная судьба героини остается за кулисами, однако понятно, что ничего хорошего ее не ожидает).

Переломным моментом если не для сюжета, то для сознания героинь становится обстрел жилого дома, когда женщины понимают, что обстреливают их не "фашисты", а "свои". В некотором смысле, происходит их освобождение из идеологического "котла", как и для другого персонажа — учителя, который с ужасом наблюдает за трансформацией своих учеников в боевиков.

Так, наконец, "Иловайск" становится историей не столько военного поражения, сколько отказа сдаваться, бегства — то ли из осажденного города, то ли из осажденного сознания. Пусть это не было основной интенцией авторов, однако стало тем положительным посланием, без которого далеко не всякий фильм может обойтись.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1277, 11 января-17 января Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно