Осень — традиционное время свадеб. Природа завершает свой годичный круговорот, готовясь к отдыху, высвобождая человеку время для работы в сфере семьи, в сфере культуры. В театре осень — время премьер; зрители, отошедшие за лето от театральной жизни, возвращаются к ней снова в надежде получить свежие впечатления. Когда открывается занавес, когда действие еще не началось, но со сцены в зал уже течет зрительный, звуковой, эмоциональный поток, — именно эти мгновения необычайно важны, именно они во многом являются определяющими. Каждый театр стремится начать новый сезон премьерой — это театральная традиция.
Харьковский академический украинский театр им.Шевченко в начале сезона 2001/2002 года показал новый спектакль «Кохання в стилі барокко» по пьесе недавно ушедшего от нас драматурга Ярослава Стельмаха. Яркая, веселая комедия о строптивом гуляке Графе и его невесте Оляне, на глазах превращающейся из нежной институтки в решительную молодую особу, написана в лучших традициях украинского театра. Фабула пьесы характерна для комедии положений.
Спектакль театра им.Шевченко получился ярким, насыщенным внешней и внутренней динамикой и очень легким (режиссер-постановщик Н.Яремкив, художник Т.Медвидь, композитор Г.Фролов). Он рассчитан прежде всего на восприятие зрителя, приходящего вечером в театр отдохнуть, в зале постоянно слышатся смех и аплодисменты. Попадание в зрительскую природу восприятия всегда являлось отдельной театральной проблемой и особым режиссерским умением: это и верная расстановка пространственно-временных акцентов, и дозирование музыки, и внятная организация происходящего на сцене действия. В этом плане спектакль абсолютно выстроен, тем более досадными показались некоторые упущения. Прежде всего это касается сценической речи, звучавшей у многих актеров достаточно небрежно, что делало часть текста просто непонятной. Трудно подозревать актеров академического театра в отсутствии культуры речи, возможно, сказывалось премьерное волнение, необкатанность спектакля. В любом случае ситуация, когда зрителю приходится угадывать смысл сказанного на сцене, недопустима и с точки зрения уважения к зрителю, и актеров — к самим себе. Второе же — качество фонограммы, удивительное для этого театра. Музыка порой так громыхала, что не только забивала актерские голоса, но и просто выводила из равновесия.
Герои спектакля существуют в грандиозных и в то же время воздушных декорациях Татьяны Медвидь. Сценический мир, созданный художницей, поначалу холоден, необжит, ассоциируется с нежилым домом, покинутым обитателями. Это не просто неуютное холостяцкое жилище, ждущее вмешательства женской руки, это место, которое покинули человеческие души. Именно сюда приедет прямо из Европы наивная влюбленная Оляна, чтобы повидать возлюбленного, образ которого вынашивала в себе с самого детства. А он, этот идеал мужественности, окажется человеком с разлагающейся совестью, промотавшим собственную душу.
В целом в спектакле «Кохання в стилі бароко» работает слаженный актерский ансамбль. Собственно, это то, без чего немыслимо театральное произведение, и то, чем изначально славился театр им.Шевченко. Внешне очень привлекательная, пластичная пара главных героев (актеры В.Брылев и Т.Гринник), их верные и, тем не менее, перманентно флиртующие друг с другом слуги Ярыся и Степан (засл. арт.Украины Е.Качан и А.Гава), беспробудный пьяница Анисим в блестящем исполнении Евгения Романенко, умеющего смешить с абсолютно серьезным выражением лица, — все эти образы-маски, с одной стороны, существуют в рамках национальной традиции, с другой стороны, воспринимаются очень живо. Старым харьковским театралам «Кохання в стилі бароко», бесспорно, напомнит знаменитого «Шельменко-денщика» в его классическом варианте, — спектакль, на котором выросло не одно поколение и зрителей, и актеров, в том числе и тех, кто работает в нынешней премьере. Напомнит и сгармонизированным актерским ансамблем, и искрометной сценической атмосферой, и тем особым веселым вдохновением, с которым работают актеры.
Осень — традиционное время для свадеб. Наше беспокойное сегодняшнее время также немыслимо без традиций, передающихся из семьи в семью, из поколения в поколение, создавая тем самым бытийственный каркас каждой нации, каждой культуры. В каком бы стиле ни говорили мы о любви, главное то, что она возвращает человеку утраченную душу, наполняет его существование смыслом и — всегда побеждает.