Ставшая знаменитой после кинофильма Григория Кохана «Ярослав Мудрый», сыграв в нем русскую княгиню Ингигерду-Ирину, актриса Национального театра им. И.Франко Людмила Смородина - личность достаточно необычная в украинском театральном искусстве. Ее порода, умение быть салонной, аристократичной были, казалось, ни к чему в украинском бытовом театре, каким считали театр им. И.Франко девятнадцать лет назад, когда вчерашняя студентка попала в многоуважаемую труппу.
Нетрадиционная внешность обусловила сначала творческую невостребованность, а затем однозначный подбор ролей: Смородиной доставалось играть женщин жестоких, злых, самовлюбленных, которые не создают, а разрушают. Именно такой должна была быть ее Ольга в спектакле «Обочина» по пьесе Н.Зарудного.
Сюжет пьесы простой и мелодраматический. Все очень похоже на «Вокзал для двоих». Она сбивает человека, а Он берет ее вину на себя. Через два года Она приходит каяться, но Он не прощает. Актриса сочувствовала своей героине, пыталась доказать ее невиновность: Ольга все делала в состоянии морального шока. Прозрение пришло слишком поздно, и за все пришлось заплатить жизнью: «На дороге авария - звучали в финале слова милицейского протокола. - Серая «Волга» на полной скорости врезалась в столб электропередачи. За рулем была женщина…»
После «Обочины» Смородина сыграла много ролей, которые считает своими, близкими себе - веселых спектаклей, в которых, по ее словам, «жизнь бурлит вокруг роли, а характер яркий и разный». Это и донья Беатриса из «С любовью не шутят» Педро Кальдерона, и Женевьева из комедии «Блез» Клода Манье, и ведьма Гелла из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, и богиня любви и красоты Венера из «Энеиды» Ивана Котляревского. Немного в стороне стоит ее Годя из «Тевье-Тевель» Шолом-Алейхема, так как, по словам актрисы, «в этой роли рядом слезы и смех, и боль за обездоленных рождает не ненависть, а любовь к жизни».
Среди последних ролей Людмилы Смородиной в театре особо любимы ею две: «Как близнецы» М.Фрейна и «Боярыня» Леси Украинки. Первый спектакль показал, сколь широк творческий диапазон актрисы: во время действия ей приходится трижды (!) перевоплощаться, играя две женские и одну мужскую роль. И перевоплощение это подразумевает не только смену костюмов и причесок, но и смену характера. И актриса делает это так легко и непринужденно, что невольно задумываешься над тем, сколько же труда затрачено на эту - внешнюю - легкость.
Оксана в «Боярыне» Леси Украинки изначально была сложной работой: нужно было сыграть совсем юную девушку, ее первую любовь… Однако со временем именно эта роль принесла актрисе неведомое доселе наслаждение: текст Леси Украинки и возможность говорить его со сцены пробудил в ней чувство патриотизма, радости и гордости за свою Родину.
Самым важным и самым интересным в работе актера Людмила Смородина считает анализ каждой новой роли. «Когда ты «разбираешь» для себя образ, - считает она, - ищешь и находишь в нем главное, видишь его верно - это и есть творческое удовлетворение».
А еще, по мнению Людмилы, профессия актера невозможна без определенной доли магнетизма: «Выходит актриса на сцену, и все мужчины в зале должны умереть, просто умереть от желания видеть ее каждую минуту, каждую секунду!»
И на сцене, и в жизни такой магнетизм у Людмилы Смородиной есть. Она дважды талантлива - и как актриса, и как женщина, ибо быть женщиной - красивой, стильной, разной - в нашем непростом мире тоже искусство. И если талант ничто без трудолюбия, то и им не обделила природа актрису: созданный ее усилиями уютный дом, воспитание сына, утренние репетиции, вечерние спектакли, восьмичасовые смены на озвучивании сериала «Даллас»… И всегда - с улыбкой и чуть лукавым взглядом изумрудно-зеленых глаз. И все - впереди, ведь 7 августа Людмиле Смородиной исполнилось… чуть больше 18 лет.