«ВЫ ДУМАЕТЕ, ЭТО БРЕДИТ МАЛЯРИЯ?ЭТО БЫЛО.было в Одессе...Как ни странно, а магические слова тоже могут быть сезонными. Скажем, фестиваль - очень летнее слово. Конечно, фестивали проводятся также зимой, весной и осенью, но, согласитесь, это их не украшает. Ведь и море не исчезает, когда заканчивается лето, - но это уже не то море. Теперь соедините эти два магических летних слова - и ваше сердце запоет. Я думаю, это будет что-нибудь из лучших мелодий «Славянского базара». И теперь, как говорят в Одессе, «ну вы как будто там побывали». Там, в полупустых залах музкомедии, Дворца спорта, Дворца культуры ОПУ - на лучших исполнителях и лучших славянских фильмах последних лет. Вы как будто своими ушами услышали полуобиженные реплики звезд (правда, в основном отечественной величины), старающихся сохранить хорошую мину перед почти пустым партером, о том, что здесь собрались, конечно, те, кто действительно «меня любит». Так простым недостатком рекламы ломается гордыня даже у тех, кто привык собирать куда большие залы при куда более высоких ценах на билеты. Правда, следует вспомнить в связи с этим еще одно магическое слово, правда, внесезонное, - Одесса.
Одесса, несмотря на то, что шуточки о неувядающем Рабиновиче становятся все более пессимистичными, оставляет за собой титул интеллектуальной столицы. Редкая птица здесь соберет публики больше половины зала и тем более удержит ее до конца представления. Но если уж сделает это, может сказать с чисто одесской интонацией: «Ну шо ви будете говорить мине за успех?» Вот на этом можно закончить, пожалуй, лирическую увертюру и сообщить почтеннейшей публике, что...
В этом году Одесса принимала первую часть фестиваля искусств «Славянский базар». Фестиваль привлек в этом году особое внимание, поскольку впервые покинул свой отчий дом в Витебске. О предфестивальных перипетиях писали много, поэтому не будем отягощать наше произведение экскурсами в историю. Ясно и без оных: на карту устроителями фестиваля поставлено было много, так как именно от этого зависело, будет ли «альтернативный» фестиваль, проводимый в Витебске, серьезным конкурентом, помимо того, что он является будто бы «официальным». Впрочем, согласитесь, единство места имеет немалое значение для нашего сознания и сочетание «Славянский базар» сразу вызывает в порядке ассоциации «Витебск». Вот какую задачку надо было решить организаторам - переломить стереотип, ни много ни мало. И место, как уже было отмечено в увертюре, было для этого подобрано очень удачно.
Кроме того, в основу новой концепции, казалось, был заложен сам принцип бесконечного перемещения: мало того, что теперь фестиваль кочует из Одессы в Саратов, но даже чтобы посмотреть программу фестиваля только в Одессе, надо было обладать немалой подвижностью. Дабы охватить ее как можно полнее, заядлому меломану приходилось покрывать немалые расстояния, чего никогда не было в Витебске. Начав свое утро на какой-нибудь пресс-конференции на Французском бульваре, пометавшись между площадками, разбросанными по всему городу, ты заканчиваешь день или встречаешь следующий где-то в Аркадии, больше похожей ночью на Атлантик-сити, и уже не можешь вспомнить, с чего начал сегодняшний день, завороженно бормочешь: «С меня хватит. Завтра на пляж, на пляж». Но это «на пляж» оказывается чем-то сродни чеховскому «в Москву», назавтра все повторяется с Эклезиастовой неизбежностью. И в этой круговерти в результате теряются не только стереотипы, но и нечто более материальное, как-то: каблуки и джипы народных артистов. Неудивительно, что уже через два дня о Витебске перестали вспоминать даже для сравнения. А вот джип, к счастью, нашелся.
Создалось впечатление, что идея «борьбы с героическим прошлым» повлияла на взгляды организаторов в отношении зрителя. И первым, по приезде в Одессу, что смутило в организации фестиваля, было малое количество рекламы в городе. Далеко не все одесситы, с которыми нам пришлось общаться, вообще знали, что в их городе проходит фестиваль, а даже те, кто знал, не совсем понимали, что собственно продают на этом базаре. Конечно, бабушка, торгующая на Привозе креветками (именно она спросила, что же продают), - не показатель, но заполняемость залов, то есть ее отсутствие, чаще всего говорит сама за себя. Поэтому фестиваль особенно в первые дни напоминал приятный междусобойчик - тусовка устроила выездное заседание на море, звезды дают концерты для организаторов, гостей и прессы, журналисты о них пишут милые статейки в издаваемой тут же газете, организаторы обеспечивают это приятное общение. Причем сами же организаторы в приватной беседе признались в том, что популярность фестиваля в самой Одессе их интересует мало. Это можно понять: думать одновременно и о популярности на месте, и об имидже в масштабах страны и мира - задача не из легких. Вот только исполнители, не привыкшие выступать перед полупустым залом, наверное, не всегда готовы были согласиться с подобной установкой. Но об этом - отдельный разговор.
Последние годы на «Славянском», как то неустанно повторялось в предфестивальной прессе, Украина представлялась не лучшим образом - кроме «Гран-при» Русланы и вспомнить-то нечего, начиная по крайней мере с
1995-го. В этом году в качестве хозяев фестиваля Украина представила довольно солидный состав гостей со своей стороны: Таисия Повалий, Ирина Билык, Александр Пономарев, El.Кравчук, Виталий Белоножко, Павел Зибров, Алла Кудлай, Лилия Сандулеса, Владимир Данилец и Владимир Моисеенко, Андрей Данилко. Приятно отметить также хорошую работу украинской ведущей Елены Роминой.
Больше всех не повезло Андрею Кравчуку. На его концерт в Театре музкомедии публики собралось не более полпартера. Организаторы, конечно, могут сколько угодно утверждать, что их совсем не интересует популярность фестиваля собственно в Одессе, но, согласитесь, если уж программа заявлена как шоу - она предполагает наличие зрителя. Тем более этот момент мог стать неприятным для Кравчука, который вот-вот потеряет права на собственный имидж и сценическое имя. Поскольку он выступал в один из первых дней фестиваля и земля еще не успела слухами наполниться, у его оппонентов появился еще один козырь - он не собрал зал при довольно невысокой цене на билеты. Уже на следующий день другой любимец юниц - Александр Пономарев - собрал публики вдвое больше, но, поскольку дело происходило во Дворце спорта, разница была не сильно ощутима. Не очень уютно чувствовала себя также Ирина Билык. Она выступала в одном концерте с Веркой Сердючкой во втором отделении. Концерт был очень поздним, и Билык, появившись на сцене около часа ночи, после того, как половина зрителей, пришедших «на Верку», разбежалась, а еще часть, пришедших «на Билык», ушла еще раньше, утомившись ожиданием, осталось только посетовать на организацию и поблагодарить самых стойких своих поклонников за верность идеалам в любое время суток.
Правда, следует заметить, что российские звезды собирали заметно больше публики с первых же дней. Этого, наверное, следовало ожидать в Одессе и позаботиться о рекламе исполнителей отечественного образца - возможно, таким образом равновесие было бы достигнуто. Впрочем, на самих выступлениях это не отразилось - каждый из исполнителей показал примерно то, чего от него ожидали: Распутина по-прежнему сексуальна, Меладзе - романтичен, Малинин - ностальгичен, Киркоров - скандален, Долина - голосиста. Разве что некоторые нюансы были относительно свежи, как-то: новая прическа Ларисы Долиной или упорный слух об очередной драке Киркорова, который якобы по этой причине и на пресс-конференцию не явился, или благотворительность со стороны Александра Малинина, которому за концерт на фестивале просто не заплатили, о чем он не преминул заявить зрителям перед началом концерта. И все это внушительное полотно расцвечено участием совсем «импортных» звезд из разных отделений славянского мира, творчество которых ускользает от нашего внимания обычно, поскольку наши эстрадные ориентиры и интересы ушли несколько дальше на Запад, за границы славянства.
За все время пребывания в Одессе фестивалю удалось собрать полный зал: только на церемонии открытия во Дворце спорта. Начиналась она «приездом гостей», как это водится на всех уважающих себя фестивалях: роскошные машины, из них, как из мира иного, выпархивают кумиры и либо вальяжно продвигаются, либо легко пробегают ко входу дворца, даря улыбки фанатам, рвущимся сквозь полицейский кордон. Но дело было в Одессе, а не в каких-то там Каннах, например. Поэтому кордоны никто не прорывал, публику никто особо не заводил и звезды, в свою очередь, вели себя по-свойски - не мелькали, как сон, чтобы немедленно исчезнуть, а собирались тут же, на улице, в созвездие. И военный оркестр был по-особому одесский. Их «коньком» оказалось небезызвестное «Коко джамбо» в ритме «Прощания славянки» и еще несколько мелодий, постоянно срывающихся на «Семь-сорок». Все это создало неповторимый колорит и настроение так же, как детишки, вначале поприветствовавшие фестиваль «от имени»... ну ладно, пионеров. И даже на то, что нашим украинским звездам не хватило гримерок и они вынуждены были готовиться к выступлению в спортзале, никто не обиделся слишком сильно. В конце концов все, кто мог это себе позволить, - организаторы, участники, журналисты, как-то просочившиеся за кулисы, - смотрели по допотопному телевизору футбол и болели главным образом за Роберто Лоретти, становившегося у них на глазах свидетелем ужасного события - проигрыша сборной Италии на чемпионате мира.
Еще одним действом фестиваля, вызвавшим немалый интерес зрителей, стало событие в оперном театре, посвященное 400-летию оперного жанра. Надо сказать, что, по сравнению со списком звезд эстрады - гостей фестиваля, список оперных звезд был немного беднее. «Первую величину» представили только два имени - Анатолий Соловьяненко и Елена Образцова. Тем не менее, этого хватило, чтобы заполнить зал легендарного театра.
Также в рамках фестиваля проводился кинопоказ «Премьеры славянского кинематографа». И надо сказать, что в журналистской среде нередко можно было услышать сетования на то, что уровень кинопоказа на порядок выше уровня эстрадных концертов, которые составляют основу фестиваля. А из-за плотности расписания фестиваля попасть на кинопоказ успевали только самые большие энтузиасты. Поэтому кинопоказ прошел как бы «мимо» фестиваля. Злые языки рассказывали, что Кира Муратова, например, в одном из интервью на вопрос о «Славянском базаре» ответила, что она просто не знает, что это такое. А сам кинопоказ собрал действительно лучшее: «Сирота казанская» В.Машкова, «Страна глухих» В.Тодоровского, «Ка-ка-ду» С.Гурзо, «Цирк сгорел и клоуны разбежались» В.Бортко, «Две луны и три солнца» Р.Балаяна, «Три истории» К.Муратовой - вот далеко не полный список. Учитывая, что давали по два-три фильма в день, действительно следовало посвятить на фестивале свое время только этому, чтобы составить хоть сколько-нибудь полное представление о состоянии славянского кинематографа. И если «Славянский базар» - фестиваль в первую очередь музыкальный, а все прочие виды искусства представлены как «сопутствующие» (что вполне естественно, так как нельзя объять необъятное), то в данном случае кино-«украшение» выглядело по-барочному перенасыщенным.
А вот доля визуального искусства в фестивале оказалась выдержанной. Особый интерес публики вызвала выставка очень популярного сейчас в Европе болгарского художника Никаса Сафронова. Его работы, выполненные в традициях постмодернизма, насыщенные средневековой символикой и желанием походить одновременно на Дали, на Босха, на мастеров итальянского Возрождения и немного барокко были выставлены в Одесском музее восточного и западного искусства.
И уж только совсем молодые и стойкие, преодолев дневную и вечернюю фестивальную суету, устремлялись ночью в Аркадию - на «Диско-базар». Вот где всегда был аншлаг и на танцполе негде было развернуться, низкие частоты били не только по ушам, но и по всему организму, и даже глупые шутки ди-джеев тонули в общем ощущении «крейзи» - как перед концом света, судорожном ощущении праздника жизни, доступном только очень молодым и очень беззаботным людям, да и то только ночью, да и то только летом, да и то только у моря.
Закрывался праздник в Одессе, как того и следовало ожидать, вечером смеха - гала-представлением «Одесский Привоз - Славянскому базару». Надо сказать, к сожалению, что на должном уровне в этом концерте удалось остаться только мэтрам - Михаилу Жванецкому, Александру Пескову, отчасти «Кроликам». Видимо, жанр высокого юмора у нас отмирает и ему на смену приходит обычная пошлость. Можно сколько угодно говорить о жанре площадного представления и сравнивать Верку Сердючку с Петрушкой. Это отчасти объясняет ее популярность у народа. Но о каком «пережитке социализма» можно пожалеть, так это о жанре интеллектуальной шутки, вытесняемой теперь петрушками и держащейся еще местами «на авторитете», таком, например, как Жванецкий. Увы, но следует сказать, что на родине Юморины и Михаила Жванецкого одесский Привоз преподнес «Славянскому базару» набор избитых шуточек о Рабиновиче, бородатых анекдотов и пошленьких куплетов. И редким было зерно среди этих плевел.
Тем не менее фестиваль в Одессе получился и выглядел достаточно жизнеспособно. Возможно, сыграли свою роль в этом три магических слова.