«ВСЮ-ТО Я ВСЕЛЕННУЮ ПРОЕХАЛ» или НЕЮБИЛЕЙНАЯ БЕСЕДА

26 сентября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 39, 26 сентября-3 октября 1997г.
Отправить
Отправить

Только произносишь - Анатолий Соловьяненко и не нужно перечислять титулы и звания, сразу понятно, о ком речь...

Только произносишь - Анатолий Соловьяненко и не нужно перечислять титулы и звания, сразу понятно, о ком речь. Хотя наградами, регалиями и любовью зрителей он не был обделен никогда. Три десятилетия его лирико-драматический тенор чарует и заставляет учащенно биться сердца. Самые престижные сцены мира боролись за право пригласить выдающегося певца выступить у себя. А о бывшем Союзе и говорить нечего - пел во всех оперных театрах нашей экс-Родины.

Что наша жизнь? Игра! Любому в жизни выпадает три карты, пути-дороги, а вот как ими распорядиться, что выбирать - это вопрос вопросов. Перекроить судьбу или поплыть по течению, а потом придет время разбрасывать и собирать камни.

«Я помню чудное мгновенье...»

В доме, где родился Анатолий Борисович, пианино не видывали, а попеть любили все домочадцы. Когда пора пришла выбирать, куда пойти учиться, отец строго сказал: «Петь? Мы все поем! Ты, сынок, вначале научись жить, зарабатывать, а потом пой сколько душе угодно».

Учеба в Донецком политехе на горно-механическом факультете и встреча с педагогом Александром Николаевичем Коробейченко: 1000 уроков вокала, десять лет занятий. Разрывался между любовью к музыке и начертательной геометрией, которую стал преподавать в институте.

Поворотов в его судьбе было достаточно. В 1961 г. должен был прослушиваться в Москве, накануне заболевает гриппом и смотрины пришлось отложить на целый год.

Романс Радамеса, ариозо Канио из «Паяцев» Леонкавалло и франковские «Розвійтеся з вітром» на сцене киевского Октябрьского дворца - первая ступенька к успеху.

«Сентиментальная серенада»

Получил приглашение выступать в Киевском оперном театре, прошел отборочный конкурс и - поездка на стажировку в Италию в миланскую «Ла Скала».

В «Ла Скала» цикличная система подготовки спектаклей позволяет за сезон поставить несколько десятков опер, 2-3 недели - и премьера. Спектакль идет столько раз, пока есть касса, лишь замечают, что интерес зрителей упал, немедленно снимают с репертуара. Певцов всего мира тянет познать там тайну великой итальянской школы как самую рациональную и действенную, не похожую ни на французскую, ни на немецкую.

В общей сложности стажировка заняла 1,5 года, а итальянский язык стал таким же любимым и родным, как украинский и русский. Опера «Риголетто» Дж. Верди и партия Герцога - оглушительный успех.

На конкурсе эстрадной песни «Неаполь против всех» соревновались певцы девяти городов мира: Берлин, Вена, Лондон, Мадрид, Москва, Нью-Йорк, Париж, Милан и Рио-де-Жанейро. Песня Соловьева-Седого «Подмосковные вечера», исполненная А.Соловьяненко, получила третье место, обойдя сверх популярную «Вернись в Сорренто», ее пел Клаудио Вилла. Это было недавно - это было давно...

«В крови горит огонь желанья»

Для Большого театра готовит партию индийского гостя в «Садко» Римского-Корсакова «Садко», масса предложений выступить с концертными программами. Киевский оперный театр - премьеры «Лючии ди Ламмермур» и «Богемы», а ведь это же то, что они готовили вместе с Баррой в Милане, и сцена нашей столицы на долгие десятилетия становится родным домом: «Травиата», «Запорожец за Дунаем», «Трубадур», «Искатели жемчуга», «Сельская честь», «Манон», «Князь Игорь», «Фауст», «Реквием», «Борис Годунов».

Работа с разными партнерами: Мирошниченко, Руденко, Ципола, Куделя, Стефюк, Радченко, Гуляев, Кочерга, у каждого свой характер, отношение к работе, своя публика. Никогда никому не завидовал, старался иметь такой же успех. Если что-то раздражало в жизни, то оставлял претензии за кулисами, а на сцене царила прекрасная музыка, слаженный ансамбль. Ситуаций, когда кому-нибудь не помог или не подал руки, плюнул в физиономию, - таких коллизий не было.

Гастроли, гастроли. Разные страны, сцены, публика и везде шквал аплодисментов и крики «брависсимо!» В Нью-Йорке «Кавалер роз», сколько еще раз он будет выходить на подмостки «Метрополитен-опера»: «Риголетто», «Тоска», «Сельская честь». В Большом театре - «Реквием» Верди, «Ла Скала», оперные театры Берлина, Вены, Парижа, Донецка. Звания: заслуженный, народный, лауреат Ленинской премии.

Все партии любимые, каждая дорога по-своему. Владимира Ленского из «Евгения Онегина» впервые начал петь в 50 лет. Это потребовало переосмысления самого себя: чтобы перевоплотиться в юношу и при этом не фальшивить.

«Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?»

«В театре сложилась очень плохая творческая атмосфера, - рассказывает Анатолий Соловьяненко. - Приход А.Мокренко к управлению коллективом расколол людей: те, кто заискивают, остались, ну, а другие - ушли на все четыре стороны. Анатолий Юрьевич - не музыкант по природе своей, а обычный карьерист. Ни для кого не секрет, что долез до верхушки, исполняя нужные советские песни, неистово клялся в верности комсомолу, партии, короче, кому только не клялся. Когда понял, что его время ушло, никому больше не нужен, то пошел на административную работу. Те, кто причастен к материальным ценностям, прекрасно устроились, к их рукам что-нибудь да прилипнет.

Первое, что сделал А.Мокренко, придя в театр, - это занялся ремонтом кабинета, выпуском книги о себе - «выдающемся исполнителе». Репертуар - в запущенном состоянии, о творчестве забыли. В прошлом хороший дирижер В.Кожухарь не работает ни с певцами, ни с оркестром. Всех интересуют только зарубежные гастроли и как в свой карман деньги положить. Приглашают импресарио, а предложить-то нечего. Гастроли местечковые, ездят по захудалым городишкам, выступают на неприспособленных сценах. Отсюда и отношение к нам как к людям третьего сорта. Молодежь хватается за соломинку, лишь бы уехать за границу. И правильно делает. Тут болото, балаган, тяжело дышать».

«Чего хочу, чего?»

Анатолий Борисович контрактами себя не связывает, выступает с концертными программами, поет в оперных спектаклях разных городов. Программу выбирает по своему вкусу, учитывая пожелания приглашающей стороны.

Всю жизнь Анатолий Борисович посвятил искусству. Распорядок дня перед выступлением не меняет. Встает попозже, старается меньше разговаривать и общаться с посторонними, настраивается на вечер. Если предстоит большой спектакль, то музыку не слушает, т.к. она отвлекает, а если просто концерт, то голоса Карузо, Дзилли, мелодии Верди и Чайковского наоборот помогают. Раньше собирал пластинки, с годами собралась приличная коллекция.

Президент благотворительного фонда «Премьера» им. И.С.Козловского, много сил отдает, чтобы не забывали о выдающемся певце. Подготовлен к изданию альбом об Иване Семеновиче, а отпечатать тираж - нужно подзаработать средств.

К преподаванию в консерватории считает себя пока не готовым. Пробовал учить своего младшего сына, но из этой затеи ничего не вышло.

Анатолий Борисович грустно улыбнулся и закончил нашу беседу лермонтовскими строчками:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

Дорогой Анатолий Борисович! Пусть печаль навсегда уйдет из вашей жизни, а радость творчества останется вечной подругой. Пусть долгие-долгие годы звучит ваш дивный голос.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК