Бурно стартуют в новом сезоне культуртригерская деятельность Гете-института. В Днепропетровске, Харькове и Киеве уже прошли концерты органной музыки в исполнении немецких артистов. На последние месяцы этого года в тех же городах намечено провести выставку графики немецкого экспрессионизма. В настоящее время в Центре современного искусства Киево-Могилянской академии развернута экспозиция инсталляций Йозефа Бойса, а в Доме кино только что завершилась Неделя новых немецких фильмов.
Было показано шесть работ. Излишне говорить, что все они превосходны: «фирма» Йоханнеса Эберта веников не вяжет. Обращает на себя внимание, возможно, не случайная сквозная тема этой программы - терпимость, примирительное отношение ко всякому маргиналу, даже если это серийный убийца. В фильме «Умертвитель» (1995) режиссера Ромуальда Кармакара речь идет именно о таком персонаже, который не только убил, но и использовал в качестве продуктов питания десятка два невинных мальчиков. Сюжет строится как двухчасовый психоаналитический сеанс, который проводит судебный психиатр с уже осужденным на смерть убийцей. Необходимо выяснить, здоров ли он умственно. Оказывается, перед нами - устрашающий и диковинный образчик человеческого типа, сочетающего безумие с нормами естественности, искренность и наивность - с поразительной тупостью, натуру преступника - с качествами социальной жертвы. Умертвителя Фрица блистательно сыграл актер Гец Георге, который за эту роль получил национальную премию. Гуманистический финал этой ленты парадоксален и напрямую касается отечественных споров об отмене смертной казни: между психиатром и его преступным пациентом возникает подлинная человеческая близость.
В недавней работе Фолькера Щлендорфа «Нелюдь» (1996) повествуется об аутсайдере гораздо более симпатичного типа. Это просто юродивый, странный тип людей, которые способны принимать за чистую монету буквально все, что происходит вокруг них. А по сюжету безумной здесь является именно эпоха, в которую угораздило попасть чудаку, - буйное, театрализованное цветение нацизма в Германии конца 30-х - начала 40-х годов. В фильме «Перелетные птицы… Путешествие в Интари» (1998) маргинал-герой умеет прокладывать идеальные железнодорожные маршруты от одного географического пункта на карте к другому, чем и побеждает в различных конкурсах. Его необычная рационалистическая одаренность по ходу действия сталкивается с иным, эмоционально-поэтическим даром соединять отдаленные пункты. Это умеет финская девушка, его подруга и пассия. Она пользуется своим неизъяснимым инстинктом и в конце концов оказывается права. Конечно же, в фильме речь идет не об искусстве в сфере прокладывания географических путей сообщения, а о путях одного человека к другому. Схожая тема и в основе фильма «Маленькие акулы» (1991), где четверо молодых парней, вечных абитуриентов актерских школ, как раз на почве нескончаемых поисков пути на сцену становятся неразлучными друзьями, хотя разница в их социальных статусах, характерах и многом другом, казалось бы, исключает душевную близость. Эта лента обнаруживает тонкость и сложность эмоциональных миров там, где обычно ее не замечают - в среде современной молодежи. Были также показаны фильмы «В зимней спячке» (1997) и «Беги, Лола, беги» (1998). Последняя работа уже демонстрировалась на экране Дома кино в рамках Недели европейского фильма весной этого года, и «ЗН» подробно писало о ней.
…Недавно по радио «Свобода» можно было узнать, что городские власти Москвы отметили почетной наградой тамошнее отделение Гете-института как наиболее активно и плодотворно действующую в России зарубежную культурно-просветительскую организацию. Подумалось: «от кляті москалі, непогано придумали. І нам би так». Действительно, почему бы и нашим местным или центральным властям как-то не стимулировать иностранные представительства, которые (за свой счет!) весьма серьезно обогащают художественную палитру нашей культурной жизни. Страшно даже представить, с чем мы останемся, если исчезнет то, чего с десяток лет назад и не было, - культурных акций Французского культурного центра, Американского дома, Британского совета, Гете-, Польского и Шведского институтов. Конечно, эти организации сами заинтересованы в том, что делают, но, думаю, гораздо больше мы в нашей-то ситуации общей культурно-духовной поуперизации. Так вот, как сторонний, но заинтересованный наблюдатель всех этих процессов, во-первых, взываю к отечественным власть предержащим структурам: учредите наконец ежегодный национальный приз лучшему зарубежному донору украинской культуры. А во-вторых, сразу же предлагаю, с моей точки зрения, наиболее достойного претендента на этот пока что воображаемый приз - Гете-институт в Украине.