Одно из древних эзотерических правил утверждает, что к человеку все приходит вовремя: ситуации, люди, вещи. Если смотреть с этой точки зрения на историю человечества, то многие события предстанут в ином, полумистическом свете. Именно поэтому появление книги «Лесь Курбас. Философия театра», выпущенной издательством Соломии Павлычко «Основы», кажется не только своевременным, но и позволяющим по-иному расставить акценты в сегодняшнем театральном бытие.
Выход в свет этой книги знаменателен прежде всего тем, что наконец-то издано 98% теоретического наследия выдающегося режиссера. Из ранее не опубликованного в сборник вошли протоколы заседаний знаменитого березольского режлаба, так что теоретикам и практикам современного украинского театра предоставляется огромный материал для освидетельствования. Составителем материалов, вошедших в «Философию театра», выступил Николай Гнатович Лабинский — человек, посвятивший работе с курбасовскими документами большую часть своей жизни.
Когда-то польский режиссер Ежи Гротовский написал, что существование феномена Станиславского является вызовом для любого человека, занимающегося театром. То же можно сказать и о Лесе Курбасе, личность которого во многом мифологизирована, а духовное наследие — мало исследовано. Впрочем, это относится ко многим явлениям украинской культуры, что в значительной степени является причиной определенного торможения в ее развитии. Безусловно, реальную оценку того или иного явления, имеющего духовную значимость для истории целой нации, может дать только время, мы же во многом продолжаем жить в постсоветском временном пространстве, видоизменяющем ценностное мировосприятие. Именно поэтому говорить о Курбасе — означает прежде всего вспоминать о большевиках, Москве, советской власти, а уж потом — о театре как таковом. Между тем украинский театр как никогда нуждается в творческом осмыслении режиссерской системы Л.Курбаса, которая однажды уже позволила ему совершить невероятный скачок от шароварности на передовые позиции европейской культуры.
Ушедшиий от нас XX век можно назвать веком социальных потрясений. Как будто человечество, сговорившись, в течение короткого периода времени решило опробовать все формы государственности, включая величайшие утопии. Театр — искусство наиболее социальное изо всех прочих; при любом режиме действенным оказывался тот театр, который острее чувствовал дыхание времени. Курбас это прекрасно понимал: «Каждое время выбирает себе такую теорию, которая ему удобна. Каждое время акцентирует какое-нибудь одно качество. Говоря о том, что такое наше искусство, мы будем исходить из нашего мировосприятия». Именно поэтому трагедия Курбаса заключается не в том, что в 1919 году он и его «Молодой театр» по доброй воле перешли на сторону советской власти, а в том, что спустя несколько десятилетий после его ухода из жизни в Украине не осталось и следа от театральной школы Курбаса. Впрочем, это не столько трагедия самого Л.Курбаса, прекрасно исполнившего свою космическую миссию на нашей грешной земле, сколько украинского театра в целом.
Книга «Лесь Курбас. Философия театра» появилась на свет крайне своевременно. Театральная мудрость большого Мастера необходима нам как никогда. Опыт выдающегося художника, умевшего идти в ногу со временем и спорить с ним, поможет вернуть ощущение, что театр — искусство преображающее.