«В мировом пианизме настало время В.Горовица», — фраза, сказанная много лет назад, сегодня вновь актуальна. В Колонном зале им. Н.Лысенко Национальной филармонии Украины начал свою работу IV Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица.
Церемония его открытия прошла академично, без излишней помпезности, но с подобающей торжественностью. После процедуры приветствия и представления жюри последовало выступление юной В.Мирош (Украина), лауреата IV Международного конкурса молодых пианистов памяти В.Горовица (2001 г., первая премия, младшая группа). Глядя на эту одаренную и очень музыкальную девочку, ярко, хотя и несколько «по-взрослому» исполнившую Вальс Шопена, думалось о том, насколько важно молодому дарованию найти главную тему своей жизни. Музыкант не волен избирать свою судьбу, как не может он предугадать, какие виражи ждут его впереди. Но только от него самого зависит, как будет сыграна та самая тема его жизни, как прозвучат вариации его судьбы.
Следя за «виражами судьбы» музыканта, невольно вспоминаешь Сергея Рахманинова, с которым не раз перекрещивались жизненные пути Владимира Горовица. Нет ничего удивительного в том, что на открытии конкурса прозвучала знаменитая рахманиновская «Рапсодия на тему Паганини». Ее исполнил В.Виардо, широко известный пианист и, кстати, член жюри конкурса, в сопровождении симфонического оркестра Национальной филармонии Украины (дирижер Н.Дядюра). В этом мощном, сложном в исполнительском плане и очень личностном произведении трагически воплотилась близкая и В.Горовицу, и С.Рахманинову тема «судьбы музыканта». В.Виардо сыграл свою партию темпераментно, профессионально, но, увы, на сей раз не все в его трактовке было бесспорным и грешило звуковой несбалансированностью ансамбля. Зато логично последовавшие за этим знаменитые «Вариации на тему Паганини» для фортепиано с оркестром крупного современного польского композитора-авангардиста В.Лютославского стали несомненной исполнительской удачей В.Виардо. Блестящее, полное стилевых аллюзий и тонкого юмора произведение было сыграно на одном дыхании, со вкусом и артистично. Порой казалось, что в сверхбыстрой смене бисерных пассажей и «скоростной» двойной репетиционной техники слышится нечто от классической американской мультипликации. А сквозь весь этот искрящийся звуковой поток проступала лукавая улыбка самого маэстро В.Горовица. Такого В.Лютославского «по-американски» киевская публика еще не знала, однако запомнит его надолго.
Итак, конкурсный марафон стартовал. Борьба за звание лауреатов продлится до 4 мая и завершится концертом победителей 5 мая в Национальной опере Украины.
На фото: открытие конкурса. Играет В.Виардо.