остерегайся коварства грешников!
Обаятельного темнокожего проповедника многие из украинских телезрителей видели на экранах. Талантливый проповедник. Способ его обращения к людям весьма необычен, запоминающийся. Богослужение непривычно театрализовано, жесты и мимика предельно выразительные, значимые, поэтому не случайно его «выходы в народ» воспринимаются иногда как проникновенная игра в спектакле, а иногда - как убедительный монолог актера, знающего, что его слова жаждут, его слову верят... Для традиционной православной церкви, правда, необычно. Тем не менее подкупающе, душевно.
Молодому пастору 31 год. Родом он из Нигерии, но уже пятый год работает в Украине, пытающейся обрести независимые позиции не только в политических аспектах, но, в частности, и в вопросах вероисповедания... Активисты церкви и пастор проводят огромную по своей значимости в наших условиях работу, в частности среди молодежи и подростков, убеждая их в опасности и вреде наркотиков, алкоголя. Учат быть терпимыми, законопослушными гражданами, предоставляют благотворительную помощь бездомным, беспризорным детям, бомжам и пр. В своих проповедях, собирающих огромную аудиторию, пасторы желают нашей стране расцвета и благополучия, а народу - счастья...
Родители С. Аделаджа были верующими и он изучал закон Божий с детства, имел возможность после окончания школы поехать на учебу либо в Колумбийский университет в США, либо в СССР. Америка его почему-то не привлекала, а вот супердержава заинтересовала. Так он попал в Минск, где окончил вуз по советской программе (изучал, кстати, атеизм, марксистско-ленинскую идеологию...). Закончил учебу с отличием.
- Я не думал ранее, что буду проповедником. Мечтал стать ученым. Но... судьба распорядилась по-своему. В душе каждого человека есть вакуум, который он стремится заполнить. Главное - как это сделать. Один окунулся в науку, другой в спорт, третий - еще чем-то увлекся. Но пока человек не заполнит этот вакуум Богом, он будет постоянно ощущать, что ему чего-то не хватает, он рискует сбиться с праведного пути. Человеческая натура греховна, и сама по себе она не в состоянии избавиться от этого порока. Это исправляет вера. Медицина не может вылечить от наркомании, это - болезнь души. Только вера в Бога вылечивает душу, возвращает наркомана к нормальной жизни...
И это не просто дежурные слова. Молодой пастор, кстати, сам всегда отрицавший, даже в студенческие годы, алкоголь, табак и наркотики, практически доказал в Киеве, что вера способна побеждать человеческие пороки. Через реабилитационный центр его церкви прошли уже сотни наркоманов, более 300 из них избавились от жуткого пристрастия. Почти полтысячи семей, где злоупотребляли алкоголем, также вернулись к нормальной, полноценной жизни. Сейчас, в августе 98-го, на базе отдыха в Рокитном по инициативе церкви и за ее счет учатся жить по-новому 13 детей-беспризорников. А вообще их прошло через упомянутый реабилитационный центр несколько десятков... 15 бомжам помогла церковь не только восстановить документы, подыскать жилье и работу, но обрести главное в жизни: уверенность в себе, оптимизм, вкус к самой жизни как бесценному дару природы, дару Божьему...
Не потому ли в последнее время протестантская церковь «Слово веры» стремительно стала приобретать такую популярность? Растет количество прихожан. Я был вторично удивлен, даже поражен в будний августовский вечер в Доме культуры бывшего объединения им. С.П. Королева, увидев сотни нарядно одетых киевлян, их приветливые лица, добрые глаза, приподнятое настроение. На улице таких видишь сегодня крайне редко. Они пришли на встречу с пастором. Без преувеличения, у большинства из них - состояние праздника души... Давно не доводилось наблюдать такого живого интереса массы разных по возрасту и социальному положению людей (среди них очень много молодежи) к происходящему действу. Да, здесь звучат современные мелодии, но я не видел там лиц равнодушных или злых, прихожан пьяных или «обкуренных», поступков подлых или пошлых. Зал был забит битком, а он вмещает до полутора тысяч человек. А на воскресное богослужение приходит еще больше. И тогда не поместившиеся в зале стоят в холлах на первом и втором этажах перед специальными большими экранами, куда проецируется действие на сцене и в зале...
Да, церковь стремительно растет, это бесспорно. Как и сопутствующие ей благородные явления, о которых упоминалось выше. Растет доверие граждан к ней, ширится мировоззрение и житейский кругозор новых прихожан. Очищаются души и бытие. Но... какой пассаж? - популярность новой церкви, как утверждают верующие, стала решительно не нравиться некоторым доморощенным чиновникам. От зависти, что ли? А может, от того, что они не умеют решить социальные и личные проблемы своих граждан; тех же наркоманов, пьяниц, беспризорных, нищих и просто ни во что и никому уже не верящих соотечественников?
Так или иначе, с недавних пор началась огульная критика новой церкви, различные козни, дезинформация властных и правоохранительных органов о ее деятельности. Даже угрозы выселения пастора Сандея из Украины и провокационные разговоры о скором закрытии церкви. Кстати, без никаких конкретных и тем более официально заявленных претензий. На каком же основании, интересно?
Уж очень это напоминает не стершиеся пока из нашей памяти времена: компартийную и идеологическую «совковую» нетерпимость, неприятие всего, что не укладывается в «прокрустово ложе» собственной ограниченной схемы. «Чужаков не пущать! Могут подорвать наш авторитет!..» Старым девизом пользуются, похоже, новые идеологические чиновники в Украине и сегодня. Или что еще? Ведь не расовое же неприятие, в самом деле, пастора-африканца проявляется здесь! Полагаю, до этого родимые чиновники пока не скатились... Тем более, что церковь и новый уклад нашей жизни всячески ратуют за терпимость.
В беседе по этому поводу с А. Ткачуком, начальником управления по делам религий при горгосадминистрации, прояснилось; да, у них есть претензии непосредственно к пастору С. Аделадже, которому вроде бы когда-то был разрешен кем-то въезд в Украину не с проповеднической, а с другой (коммерческой что ли) целью. Однако де-факто, и церковь, и пастор работают уже четыре года на виду у всех. К тому же разрешительные визы (вроде бы по ошибке) соответствующие службы в прошлые годы ему выдавали, не смущаясь. Теперь же, спустя четыре года, решили застопорить, обнаружив свою «ошибку»... К самой церкви претензий нет.
Интересно, не правда ли: то разрешали, а нынче, используя надуманный формальный повод (и даже не раскаявшись в собственной вине да прямой причастности к нелепой ситуации!), чиновники решили поставить на налаженном и благородном деле крест. А как воспримут это тысячи верующих? Что им объяснить? Или пусть «самораспускаются»... Не грешно так действовать?!. Не коварно?
А.Ткачук, как законопослушный гражданин и госслужащий, заявил: ему лично конфликт, тем более такой, не нужен. Виновны определенные службы, «прошляпившие» ситуацию. Нужно искать приемлемый выход...
Вероятно, поиском выхода из данной ситуации были прежде всего обеспокоены и 50 народных депутатов Украины, которые, к их чести, вступились за пастора-африканца и его церковь, обратившись недавно с официальным письмом по этому поводу к секретарю Совета национальной безопасности и обороны В. Горбулину. Учитывая, что нелепо возникший конфликт не делает чести молодому государству, его международному имиджу, не способствует искоренению с помощью религии социально-бытовых язв, которыми так «богато» наше общество. Подчеркивая при этом, что киевская религиозная община церкви Полного Евангелия «Слово веры» проводит большую позитивную работу, в частности, среди молодежи и подростков, депутаты, среди которых такие известные личности, как В.Журавский, Л.Черновецкий, В.Бондаренко, В.Онопенко, А.Стоян, А.Турчинов, Ф.Шпиг, П.Толочко, М.Бродский, Д.Гнатюк, И.Юхновский и другие, просят объективно изучить ситуацию и принять меры по недопущению необоснованных преследований церкви.
Вот на какую орбиту вывели ситуацию доморощенные чиновники-грешники, наломавшие дров с «ошибочными» визами. Думается, теперь у прихожан новой популярной церкви, врачующей души и активно избавляющей граждан от пороков бытия, заблестела надежда на благоприятный исход искусственно созданного конфликта и умножение добрых дел «Слова веры» в будущем.
И всего-то, что понадобилось для этого, - немного внимания и терпимости... Дай-то Бог обрести их всем и навсегда.