Под таким названием открылась выставка реставрированной керамики в Государственном музее украинского народного искусства. Экспонированная керамика является частью уникальной коллекции украинского народного искусства, которая начала собираться еще в 1899 году академиком М.Биляшевским. А в 1904 году на пожертвования общественности в Киеве был открыт Художественно-промышленный и научный музей им.Николая II, в котором эта коллекция и была представлена.
После революции музей был реорганизован, часть коллекции осталась в стенах Государственного музея украинского искусства, а часть была передана Всеукраинскому историческому музею им. Т.Шевченко.
Во время второй мировой войны собрание народного искусства было вывезено в Германию, а в 1948 году возвращено. Из 6 тысяч вывезенных произведений керамики вернулось только две трети в состоянии, требующем длительной реставрации.
Реставрационные работы керамических изделий проводились на протяжении 80-90-х годов. Однако музей украинского декоративного искусства, открывшийся в 1954 году и ставший правопреемником музея им.Николая II, реальной возможности заняться этой работой в полном объеме не имел. Только благодаря сотрудничеству с Центром реставрации и экспертизы Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника такая возможность появилась. И в 1995 году началась работа по восстановлению изделий из керамики.
И сегодня, благодаря непосредственному участию хранителя коллекции керамики Н.Мишутиной, сотруднице музея Н.Денисенко, реставраторам А.Загребельному, В.Шумовой, И.Ганиной на выставке представлены «возвращенные из небытия» рукотворные изделия из керамики XVIII - начала XX вв., охватывающие крупные гончарские регионы Надднепрянщины, Левобережья, Подолья, Западных областей, практически всей Украины. Каждый регион гончарства имел свои неповторимые особенности как в декоративно-орнаментальном решении, так и в технических приемах и в формах изделий.
На выставке наиболее полно в количественном отношении представлены керамические изделия из села Дыбинцы Киевской области. Миски дыбинецких мастеров отличаются большим разнообразием форм. Интересны «миски до лавки»(т.е. небытового употребления), с рисунками и надписями, и так называемые «каганчики», маленькие мисочки в диаметре не больше 10 см. И, конечно, огромные дыбинецкие макитры. В начале XX века мастера села Дыбинцы принимали активное участие в выставках кустарного искусства. Сейчас их работы хранятся в музеях Киева, Москвы, Санкт-Петербурга.
Характерной особенностью керамики Подолья (современные Винницкая, Хмельницкая, частично Тернопольская области) является необыкновенная фантазия и оригинальность. Внимание привлекает фигурный сосуд в виде человека с кувшином. Это один из немногих сохранившихся лембиков, т.е. антропоморфной и зооморфной посуды. А изделия гончаров села Опишня Полтавской области отличаются особенным мастерством. В начале века Опишню называли Афинами украинской керамики. Название говорит само за себя. Среди экспонатов выставки уникальной является коллекция кафель из села Сунки Черкасской области. Это изделия конца XVIII - начала XIX веков. Особенный интерес представляет кафля с изображением женщины с ребенком. Это единственное в украинской керамике изображение не Божьей Матери, а земной женщины.
Отдельную небольшую группу выставки составляет археологическая керамика. Самый древний предмет - сосуд 2-тысячного года до нашей эры.
Каждое произведение народного искусства неповторимо, потому что хранит в себе тепло рук и души мастера. Идея открывшейся выставки тем ценна, что возвращает нас к чистому источнику национального искусства.
Сотрудниками музея и реставраторами проделана огромная работа. Но реставрация еще не закончена - нужны средства для продолжения дальнейшей работы по восстановлению произведений керамики, фарфора, гутного стекла. Надежда на меценатов!