Реставрация «Данаи» закончена, она длилась 12 лет. Картина, безусловно, прекрасна, хотя следы перенесенной трагедии заметны на полотне.
Осталось невыясненным, какая злая воля привела этого человека 15 июня 1985 года в Эрмитаж: его связь с литовскими националистами не доказана, но психическая неполноценность очевидна, он до сих пор находится в сумасшедшем доме.
Зал Рембрандта - гордость Эрмитажа, чья коллекция, одна из лучших в мире, включает 20 произведений живописи. Злоумышленник уточнил у смотрительниц зала, какая из картин наиболее ценная. Наивные доброжелательницы указали на «Данаю». Скрытый экскурсионной группой негодяй успел облить картину серной кислотой и дважды порезать ножом холст.
«Даная» менялась на глазах, в светящихся потоках кислоты исчезала живопись. Вряд ли агония беззащитного и невинного существа может быть более выразительной, чем эта ужасная сцена гибели шедевра.
Реставрация началась в тот же, субботний, день: поврежденную картину стали промывать водой. Через полтора часа зафиксировали остановку кислотной реакции. Чтобы при высыхании не отслаивался красочный слой, картину укрепили традиционным для эрмитажной методики 3%-м раствором рыбьего клея с медом и в полночь разошлись по домам в тревоге за завтрашний день - кто мог знать, что будет с картиной дальше?
Через три дня для решения судьбы картины была создана государственная комиссия, рассмотревшая три возможных варианта: или ничего не делать и оставить «Данаю» в этом ужасном положении, или полностью восстановить, практически сделав копию. Но решили идти по пути, предложенному Эрмитажем: освободить полотно от результатов кислотной реакции и, ни на йоту не трогая рембрандтовской живописи, тактично восстановить утраты.
«Даная» переместилась в Малую церковь Зимнего дворца, где были созданы оптимальный климат, освещение. Картину обследовали на высоком уровне современных возможностей. Уникальный материал, полученный при исследовании картины и подробный анализ процесса ее реставрации, включая многочисленные фотоматериалы, изданы отдельным каталогом «Даная - судьба шедевра Рембрандта».
На первой встрече «Данаи» со зрителями особую радость испытывали реставраторы Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков, Татьяна Алешина. «Даная» - печальный рекордсмен среди пострадавших произведений искусства - утраты живописи составили 27%. Центральная часть композиции представляла смешение бурых рельефных пятен с массой набрызгов, вертикальных натеков, утрат. Первый этап реставрации был посвящен укреплению красочного слоя, грунта, подведению нового дублировочного холста. Затем полтора года под микроскопом удалялись натеки - продукция реакции кислоты.
Тонирование проводилось в технике масляной живописи, идентичной подлиннику. Методы нанесения реставрационных тонировок варьировались в зависимости от характера повреждений, при этом все тонирование отделено от авторской живописи слоем лака - этим соблюдено важнейшее условие реставрации - принцип обратимости, то есть возможность вернуться к исходному моменту. Из трудного испытания эрмитажные реставраторы вышли с честью, не погрешив против реставрационной этики, они подлечили тело и сохранили душу произведения.
Миф о Данае - история царской дочери, заточенной отцом в темницу, поскольку ему была предсказана смерть от руки внука. Но возлюбленный у Данаи все же появился - бог Зевс, и от него она родила героя Персея. Однажды на спортивных состязаниях Персей метнул диск и непреднамеренно попал деду в голову.
Излюбленная художниками сцена - проникновение Зевса в виде золотого дождя к Данае.
«Даная» Рембрандта отличается от других, она поражает трепетностью чисто человеческих чувств, заполнивших мифологическую сцену. Зевс появляется не дождем золотых монет, а приходит как свет, вернее, как любовь, освещающая одинокую жизнь и придающая этой жизни смысл.
Как показали рентгенологические исследования, Рембрандт не сразу нашел окончательное решение композиции. После 1636 года - даты, поставленной им на холсте, он вновь вернулся к картине в 40-х годах. Тогда и был найден этот удивительный жест поднятой руки Данаи, вобравший в себя все смятение ее чувств - и робость, и радость, и смущение, и желание.
Хотя нет единой точки зрения, кто явился моделью для Данаи, но известно, что в то время Рембрандт сам испытывал чувство любви и, вполне вероятно, черпал счастливые переживания из собственного опыта.
«Даная» Рембрандта пережила революции, войны, несколько распродаж, две эвакуации и жестокое покушение. Но она вновь вернулась к людям, как любовь и красота, которые не должны исчезнуть из жизни, и как подлинный шедевр, обязанный быть бессмертным.