Из Петербурга приехал Владимир Шинкарев, выставка его живописи открылась в галерее «Ирэна». При оформлении картин в Министерстве культуры России художник узнал, что это первый случай со времен перестройки вывоза картин для показа в Украине.
Владимир Шинкарев относится к редкой категории людей, чьи фантазии воплощаются в реальность: митьки, родившиеся под пером писателя Шинкарева как чисто умозрительное молодежное движение, превратились в массовое «братство» (что напоминает историю с Галатеей, а то и с Франкенштейном).
Книгу «Митьки» Шинкарев написал в 1984 году, очевидно, уловив потребность общества в отечественном молодежном движении - славянской альтернативе хиппи да панкам.
В определенной мере культура Петербурга второй половины 80-х годов подверглась «митьковизации»: сленг митьков становится общеупотребительной нормой разговорного языка, входит в литературу и публицистику. Неологизм «митьковский» является универсальным определением для любого явления жизни или культуры (от классики до телесериалов), если в них нет агрессии и есть объект для жалости. Масс-медиа полюбили митьков всерьез и надолго.
Митьковский триумф совпал с перестроечным открытием культуры советского андеграунда, к которому принадлежал Владимир Шинкарев и его митьки. При советской власти, как известно, прочно утвердилось разделение культуры на официальную, где господствовал стиль социалистического реализма, и на подпольную - вторую культуру, чьей миссией было сохранить традиции русской культуры во всем многообразии творческого поиска.
Мир второй культуры был насыщен творчеством и практически лишен быта, как бы «андеграундный кинизм». В сравнении с античностью для «киников от искусства» советского времени были созданы самые подходящие условия: их свободу никогда не отягощало богатство, блага цивилизации не баловали - удобства были только необходимые. Правда, употребление вина было нормой жизни, но обычно пили дешевый портвейн, что к чувственным удовольствиям нельзя отнести. Само пьянство, неся в себе элемент мазохизма, воспринималось как вызов и протест против окружающей действительности и строя.
Владимира Шинкарева можно считать классическим образцом деятеля второй культуры - он прошел все круги ее существования. Высшее образование получил в университете, по семейной традиции став геологом. На геологической службе, используя свободные моменты, написал цикл стихов и басен. В 80-м году в геологической экспедиции (на буровых) была написана книга «Максим и Федор» - повествование об андеграундных мыслителях. Книга имела феерический успех: мгновенно разошлась по городу в списках, ее цитировали, учили наизусть, пели в песнях и разыгрывали в спектаклях. Книга явилась первой ласточкой, имевшей постмодернистские манеры: каждая из 16 глав написаны в отдельном литературном жанре и все это переосмысление путей литературы отдано на практически бессюжетное описание жизни двух алкоголиков.
Шинкарев утвердился как писатель, но считал себя в первую очередь живописцем, а живопись требовала времени и условий, поэтому с геологией пришлось расстаться. Лучшими местами работы для свободных художников считались должности сторожей и кочегаров: благодаря суточному графику дежурств имелись свободные дни для творчества, плюс получался прожиточный минимум и укрытие от обвинения в тунеядстве - под эту статью в советской стране попадала неофициальная творческая деятельность.
В выходные дни Шинкарев писал картины, а на рабочем месте в котельной написал «Митьков».
В книге, имитируя достоверность событий, были задействованы реальные друзья-художники. В частности, воспользовавшись именем Дмитрия Шагина, автор сделал из него главного митьковского персонажа, подчинив судьбу реального человека литературному имиджу.
Играя в митьков, Шинкарев с друзьями объединились в художественную группу «Митьки». Имея статус неофициальных художников, рассчитывать на выставочные залы они не могли, частных галерей тогда не было. Выставки приходилось устраивать в самых неожиданных местах: в жилых квартирах, в разрушенных домах. К сожалению, «искусствоведы в штатском» из органов госбезопасности тщательно отслеживали независимое искусство. Нередко случалось, что радостный вернисаж неожиданно переходил в малодружественную встречу с нарядом милиции, закрывавшим экспозицию. Это был «героический период» в существовании андеграунда, затем вторая культура вышла из подполья и стала первой и основной в современном искусстве. Владимир Шинкарев и его друзья превратились в известных официальных художников.
Примечателен факт, что, существуя среди постмодернизма, захватившего современное искусство, Владимир Шинкарев остается верен традиционной живописи. Название его персональной выставки «Собственно живопись» подчеркивает кредо художника: живопись - это особое, драгоценное и самодостаточное качество, в ней заключен высший смысл деятельности живописца.
При всем жанровом разнообразии живописных работ Владимира Шинкарева можно заметить, что в большинстве из них присутствует тема «экзистенциального одиночества». В цикле «Бедные животные», исполненном в ранне-митьковском духе беспредметной сентиментальности и ласковости, есть серия «Кот объелся и лежит...», где счастливый и горестный кот мурлычет свою одинокую арию.
По-особенному звучит одинокая тишина в «Ночных натюрмортах», когда в приглушенном колорите ночи пронзительнее ощущаются не только звуки, но и красота.
На пейзажах Петербурга («Грустный альбом») - метки новейшего времени: иностранные бензоколонка, реклама - сквозь пелену непогоды эти чуждые образы нивелируются, обретая хрестоматийную призрачность и одинокую петербургскую обреченность.
Строго говоря, одинок каждый творец - разделить муки творчества невозможно. Зато можно поделиться творческими находками - для этого устраиваются выставки, и галерея «Ирэна» впервые показывает в Киеве «Собственно живопись» Владимира Шинкарева, в чем ей помог Фонд содействия развитию искусств Украины.