Дни кино Израиля, недавно прошедшие в киевском Доме кино, уже давно стали традиционными. На этот раз программа была составлена так, чтобы затронуть все интересные аспекты кинематографической жизни Израиля: украинско-израильские культурные связи, проблему наших бывших сограждан-эмигрантов, а также взлет израильского кино, которое в последние годы уверенно заявляет о себе на международных кинофестивалях.
Усилиями израильского посольства (на просмотрах присутствовала посол Израиля в Украине госпожа Наоми бен Ами), еврейского агентства «Сохнут-Украина» и Национального союза кинематографистов в Киеве удалось устроить встречу с двумя выдающимися деятелями израильского кино, выходцами из бывшего СССР. Киев посетили один с наиболее успешных израильских продюсеров и режиссеров Борис Мафцир и кинорежиссер Леонид Горовиц, раньше работавший на киевских киностудиях. Растроганные возвращением на родину, участники говорили о гигантском вкладе, внесенном украинским еврейством в возрождение своей национальной культуры, языка и государства. Именно в Украине родились и творили основатель хасидизма Баал Шем Тов, один из инициаторов возрождения иврита Элиэзер Бен Егуда, писатели Шолом-Алейхем и Исаак Бабель, без которых невозможно представить израильскую литературу ХХ века. О них говорил, открывая фестиваль, Борис Мафцир. Как продюсер и режиссер Борис Мафцир создал около 400 документальных фильмов и телепрограмм. В прошлом этот невероятно активный и интересный человек был генеральным директором министерства абсорбции Израиля, начальником управления культуры и искусства Израиля, директором Израильской студии документальных фильмов. Сегодня он возглавляет еврейское агентство в России, не переставая заниматься кино.
Борис Мафцир представил две свои документальные ленты: «Самая красивая» о подъеме израильской оперы и одну из серий телевизионного цикла «Заметки об израильской культуре», тема которой — восприятие Холокоста современными израильтянами. Оказывается, в современной израильской культуре тема Катастрофы не является замалчиваемой мучительной раной: она довольно уверенно осмысливается в театре, литературе, современном искусстве. Израильтяне смело говорят о Катастрофе, не впадая в пафос и не проникаясь политкорректностью. Они не боятся нестандартного взгляда на Холокост, воплощенного в экспериментальной театральной постановке или выставке авангардного искусства. На вопрос, возможна ли поэзия после Освенцима, израильская культура отвечает: да, но эта поэзия уже никогда не будет такой, как раньше. Человеческая судьба после Катастрофы — тема еще одного включенного в программу фильма «Лето Авии».
Пожалуй, единственная разновидность израильского искусства, не занятая осмыслением Холокоста, — это опера, о которой рассказывает второй фильм Бориса Мафцира «Самая красивая». Израильская опера никогда не имела традиции, она была создана практически с нуля усилиями многочисленных репатриантов, в том числе из бывшего СССР. И хотя, по ироничному признанию режиссера, он ничего не смыслит в опере и в музыке вообще, в его фильме очень точно передан удивительный артистический мир оперы.
На следующий день израильского кино свою ленту «Кофе с лимоном» представлял бывший киевлянин Леонид Горовиц. Драма творческого человека, эмигрировавшего в Израиль и вынужденного преодолевать великое множество психологических, культурных и языковых барьеров, не просто автобиографична для режиссера. В ситуации главного героя фильма, знаменитого актера Островского (его играет Александр Абдулов) оказалось очень много наших земляков, в том числе и кинематографистов. Привлеченные обещанием легкого успеха и быстрого признания, они попадали не только в чужую языковую среду — им нужно было приспосабливаться к потребностям рынка. Немногие из них преодолели этот путь, но Леониду Горовицу это удалось. В своем фильме «Кофе с лимоном» он рассказывает обобщенную историю обманутых надежд. Главный герой, выросший в Советском Союзе и, пожалуй, познавший все прелести создания советского человека, оставляет Россию, поскольку не хочет приспосабливаться к новой реальности. «Не хочу быть ни правым, ни левым», — говорит он, мотивируя свой поступок (типичное проявление социального эскапизма постсоветского человека). Воспитанный на советском политическом абсурде, он боится будущего и выбирает эмиграцию. Хотя и адаптироваться в новой среде не может, ведь на родине он был звездой, а здесь приходится начинать с нуля. После долгих скитаний герой возвращается в Москву, однако во время октябрьских событий 1993 года в него случайно попала уличная пуля. Несмотря на эту наивно-мелодраматическую развязку и несколько драматургических проколов, фильм затрагивает сложную проблему духовного возвращения на родину — свою или своих предков.
Один из лейтмотивов еврейской культуры — тема возвращения. Еврейский народ так долго скитался по чужим землям, что мотив возвращения на Землю Обетованную прочно прижился в этой культуре, рождая новые вариации и ответвления. Тема возвращения доминировала на Днях кино Израиля: речь шла о возвращении евреев на родину, эмигрантов — домой, израильской культуры — в мировой контекст. Остается надеяться, что израильское кино будет возвращаться в Украину чаще.