ВОЗВРАЩЕНИЕ

Поделиться
В конце 2000 года в киевском издательстве «Феникс» вышла объемная (655 страниц) книга современного французского исследователя А...

В конце 2000 года в киевском издательстве «Феникс» вышла объемная (655 страниц) книга современного французского исследователя А. Аржаковского. Она посвящена изучению духовной эволюции русских религиозных философов и богословов, оказавшихся в первой половине 20-х годов в эмиграции, главным образом в Париже, которые были связаны с журналом «Путь», издававшимся во французской столице в 1925—1940 годах. Бессменным его редактором был ведущий отечественный и всемирно известный философ первой половины ХХ века Н.Бердяев.

Презентация книги состоялась в киевском Доме ученых. Зал не мог вместить всех желающих присутствовать на этом мероприятии. После вступительного слова ведущего заседание (им имел честь быть автор этих строк) с докладом выступил А.Аржаковский. Его внимание было сосредоточено на историко-богословских аспектах книги. В частности, речь шла об осознании мыслителями, сплотившимися вокруг журнала «Путь» (Н.Бердяев, С.Булгаков, С.Франк, Л.Шестов, Н.Лосский, Б.Вышеславцев, В.Зеньковский, А.Карташов, Д.Чижевский, Г.Флоровский и ряд других), творчества в эмиграции как работы для будущего духовного возрождения своей родины и всего православного мира. Им удался синтез философского сознания ХХ в. и основ восточнохристианского богословия соответственно мировоззренческим запросам современного человека. Они раскрыли перед западной интеллигенцией, вписавшись в полной мере в интеллектуальную жизнь междувоенной Европы, духовное богатство православной традиции.

Различные аспекты проблематики, затронутой в книге А.Аржаковского, были освещены во вступительном слове ведущего и выступлениях С.Крымского, Т.Голиченко, К.Сигова и Т.Суходуб. Ими была отмечена актуальность работы французского историка (потомка русских эмигрантов), ее содержательность и панорамный обзор поднятой проблемы. Кроме искренних высоких оценок книги неоднократно прозвучали слова благодарности автору за то, что он своей работой раскрыл перед нашим читателем лабораторию идейных поисков, а также творческие и личные взаимоотношения выдающихся отечественных мыслителей.

Основные философские работы Н.Бердяева, Л.Шестова и С.Булгакова, фундаментальная «История русской философии» В.Зеньковского, историко-богословские изыскания Г.Флоровского, труды Д.Чижевского и многих других отечественных мыслителей, оказавшихся в эмиграции на исходе первой четверти ХХ века, в течение последних 12 лет стали у нас широко известными. Однако масштабных исследований их жизни и творческой эволюции практически нет. Книга А.Аржаковского не только восполняет этот пробел, но и мастерски воссоздает жизненную и идейную среду, в которой философы и богословы (большинство из них было выслано по распоряжению В.Ленина на Запад в 1922 г.) завершали начатую до революции 1917 г. работу по созданию и шлифовке своих концепций.

Как отметил в своем выступлении С.Крымский, французскому историку духовности русской эмиграции удалось очень удачно найти центральное поле приложения своих исследовательских усилий. Точкой пересечения векторов религиозно-философских поисков эмиграции стал (как и было задумано Н.Бердяевым) журнал «Путь». С 1925 по 1940 г. (он выходил до занятия немцами Парижа) вышли 61 номер и 9 приложений, содержавшие статьи, рецензии и заметки 127 (не считая анонимных) авторов.

В этом журнале, как пишет А.Аржаковский, «коллективное сознание русских интеллигентов заявило о себе как о силе духовной, ищущей и не боящейся ангажированности, продолжающей лучшие традиции русской религиозной мысли». Эта мысль в сущностном своем методологическом основании и стилистическом своеобразии, отличающем ее от западного интеллектуального дискурса, характеризуется А.Аржаковским как «мифо-логическая». Благодаря книге А.Аржаковского становится более понятным и место отечественной философско-богословской традиции первой половины ХХ века в общеевропейском интеллектуально-духовном контексте. Она — часть культуры Макрохристианского мира, но при этом глубоко своеобразна и тематически, и методологически.

Творческое наследие оказавшихся на Западе в начале 20-х годов отечественных философов и богословов становится в последние годы все более востребованным. Среди причин — усиливающееся разочарование образованного общества в политизированных эрзац-идеологических конструкциях, при все большем осознании того, что и современное постмодернистское культурное сознание Запада, не отвечающее нашему жизненному и интеллектуальному опыту, не может составить основу нового мировоззрения в постсоветских государствах православной традиции.

В то же время актуализирующийся и преломляющийся сквозь призму наших сегодняшних реалий, разочарований и запросов духовный опыт эмиграции, столь убедительно и обстоятельно раскрытый в книге А.Аржаковского, ощущается как что-то органически свое, близкое и соприродное нашему духу. Мы словно приобщаемся к чему-то родному, но смутно припоминаемому, соответствующему нашим глубочайшим интуициям, однако требующим определенных умственных усилий для его прояснения.

Книга А.Аржаковского раскрывает перед читателем широкую панораму религиозно-философских поисков ведущих отечественных интеллектуалов и духовных писателей эмиграции, которые и в 20—40-х годах разрабатывали поднятые ими в самом начале ХХ века темы. Более того, во второй четверти уже пережитого нами столетия ведущие философы Серебряного века в полной мере развернули в текстах те основы своего философского и религиозного миросозерцания, которые в основных чертах оформились у них в тревожное десятилетие 1907—1917 годов.

Однако эти, итоговые, их построения долгие годы, вплоть до рубежа 80—90-х годов, оставались у нас малоизвестными, тогда как на Западе, по мере иссякания творческого потенциала русской эмиграции, интерес к ним по объективным причинам постепенно угасал. В течение последнего десятилетия основные труды названных, как и ряда других, философов и богословов, стали известны и отечественному читателю. Однако знакомство с ними еще не сыграло той роли духовного катализатора творческих поисков, которая им объективно уготована.

В этой связи нелишне напомнить, что большинство из интеллектуальных звезд первой величины, регулярно печатавшихся в парижском «Пути», начиная с его бессменного главного редактора Н.Бердяева, были теснейшим образом связаны с Киевом. Идейные основания направления, которое представлял журнал «Путь», во многом были заложены именно в нашем городе. Ведь киевлянами были Н.Бердяев и Л.Шестов; в Киеве многие годы прожили, сформировавшись здесь как оригинальные мыслители, С.Булгаков, В.Зеньковский и Д.Чижевский; частыми гостями бывали Г.Федотов и многие другие авторы, печатавшиеся затем в «Пути».

Поэтому неудивительно, что А.Аржаковский среди авторов «Пути», второй после представителей московской философской группы, выделяет киевскую группу, в начале ХХ в. «сплотившуюся вокруг неокантианского философа Г.Челпанова (Бердяев, Ильин, Зеньковский), к которой можно присовокупить также Лаговского и Спекторского». Примечательно, что такие корифеи философской мысли уже прошедшего века, как Н.Бердяев, Л.Шестов и С.Булгаков, были связаны близким духовным общением еще с киевского периода своей жизни.

Поэтому мы можем рассматривать философско-религиозное движение Серебряного века с его блестящим парижским продолжением, связанным с изданием журнала «Путь», как развитие не только общероссийского (как то понималось в начале ХХ века), но и собственно киевского духовного движения предреволюционного периода. Это признание в еще большей мере связывает нас с идейным наследием авторов журнала «Путь», многогранную историю которого освещает исследование А.Аржаковского.

Поэтому не только естественно, но и символично, что публикация и презентация книги А.Аржаковского произошла именно в Киеве в первые дни нового столетия и нового тысячелетия.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме