«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» В КИЕВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

19 декабря, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 51, 19 декабря-26 декабря 1997г.
Отправить
Отправить

В этом концертном сезоне киевляне имели возможность видеть и слышать работу выдающегося дирижера современности Саулюса Сондецкиса...

В этом концертном сезоне киевляне имели возможность видеть и слышать работу выдающегося дирижера современности Саулюса Сондецкиса. К сожалению, маэстро гастролировал в нашей столице без своего коллектива - Литовского камерного оркестра. На мой взгляд, это один из лучших камерных оркестров мира. Он широко известен и популярен, и приезд литовских музыкантов в Киев мог бы стать значительным событием.

Удивительно, но нередко личность дирижера оказывает чудодейственное влияние на музыкантов. «Киевские солисты», которые некоторое время работали с маэстро, наконец, зазвучали, преобразовавшись под «волшебной дирижерской палочкой» Сондецкиса.

Саулюс Сондецкис - мастер динамической панорамы, прежде всего навел порядок в акустическом балансе оркестра. Большое внимание он уделяет нюансам, и я бы назвала в числе других черт его дирижерского стиля инкрустированность нюансировки, сравнила бы ее с богатой художественной палитрой. И в этой связи я бы назвала Сондецкиса мастером динамико-фонического колорита. И надо сказать, что музыканты вслед за ним почувствовали этот колорит. Тем более, что представленные произведения, в чем-то перекликающиеся с пейзажной живописью, наилучшим образом отражают тонкость нюансовой палитры.

Секстет «Воспоминание о Флоренции» П.Чайковского в переложении для камерного оркестра Сондецкиса как раз продемонстрировал тембро-динамические возможности звука, раскрыв красочно-изобразительное начало этой музыки. Что касается обработки, возможно, дирижер прав, считая это просто интерпретацией для камерного оркестра. Оркестровый состав где-то уплотняет линию, где-то украшает ее подголосками. Кроме всего прочего - ни одной интонационной и ритмической «вольности» в исполнении, чего нельзя сказать о киевских коллективах. Почему-то у наших музыкантов вошло в традицию допускать различные интонационные погрешности и при этом ссылаться на эмоциональность и экспрессивность. Но ведь нельзя скрыть за этим элементарно фальшивые ноты.

Пьеса из цикла «Классические рукописи» Ф.Крейслера - Прелюд и Аллегро в стиле Пуньяни в обработке для фортепиано и камерного оркестра - вызвала далеко не однозначную реакцию. Аллюзия к доклассическому музыкальному стилю, точнее, к каччиниевской «Ave Maria», по всей вероятности, должна была воплотиться в строгости исполнения, заложенной в названии цикла - «Классические рукописи», а отнюдь не в мощности рахманиновского пафоса. Солистка Евгения Басалаева порой «отказывалась» от помощи оркестра, оставаясь верной своему стилю - весомо, зримо, грубо, и иногда оркестрантов просто не было слышно. В концертной обработке этой пьесы скорее предполагалось звучание рояля, приближенное к клависинному (или верджинальному), и баланс с оркестром. И если бы звучал весь цикл, то наверняка его название утратило бы смысл. Отчасти, причина лежит еще и в фортепианной обработке, не совсем отвечающей стилю автора, поэтому произведение и воспринялось несколько странно. Последний номер программы - концерт для скрипки и струнного оркестра ре минор Ф.Мендельсона - впервые звучал в Киеве в исполнении Богодара Которовича и «Киевских солистов» под управлением Саулюса Сондецкиса. Приятно было удостовериться в необычном уровне солиста, и если бы в игре было меньше экспрессии и драматизма, принимая во внимание, что концерт юношеский, можно было бы говорить о блестящем исполнении…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК