На днях услыхал от одного киевского актера: «Что общего между «Славянским базаром» и театральным фестивалем в Эдинбурге и какая между ними разница? В обоих фестивалях киевляне - фавориты публики и жюри, но в Эдинбурге обходится без интриг»...
Да, в последние три года в Эдинбурге киевлян привечают. Почин сделал Театр на Подоле. С легкой руки худрука «подолян» Виталия Малахова, в прошлом году хозяева пригласили в Эдинбург еще одну «театральную единицу» - артистку Театра драмы и комедии Людмилу Лымарь с монопрограммой, причем выступления дуэта прошли столь успешно, что в году нынешнем он вырос в трио: к персонально приглашенным «малаховцам» и Лымарь добавился после конкурсного отбора театр «Золотые ворота» под руководством заслуженного деятеля искусств Украины Валерия Пацунова.
Положа руку на сердце - много ли вы слышали комплиментов в адрес «Золотых ворот»? Тем удивительней и неожиданней восторги зрителей и шотландской прессы: «Киевский театр привез фантастическую, блестящую постановку» («Леч»), «Потрясающий по атмосфере спектакль хорального театрального ансамбля» («Спектрум»), «Максимальная рельефность образов и монолитность ансамбля создают действо потрясающей силы» («Скотмен»), «Увидеть такой спектакль - это привилегия» («Скотмен»)... Все это о спектакле «Убивец» - фантасмагории на тему романа Достоевского «Преступление и наказание» (инсценировка Марка Розовского и Валерия Пацунова).
- Что же происходило в Эдинбурге? - такой вопрос я задал главному режиссеру театра Валерию Пацунову после возвращения в Киев.
- Ничего особенного не происходило. Мы играли спектакль так, как умеем это делать.
- Тогда спрошу иначе: как все происходило?
- Для начала, представьте себе атмосферу фестиваля. За время проведения которого с 12 августа по 2 сентября было показано около 14 тысяч спектаклей. И это на сотнях театральных площадок с утра до вечера по системе «нон-стоп». Перерывы делались только для замены декораций. Причем одних только драматических театров в шотландскую столицу прибыло около семисот. А ведь были еще и оперные, балетные, ревю, шоу и прочие, и прочие, и прочие...
- Неужели зритель мог все это охватить и переварить? Как вообще решалась проблема выбора?
- Вы правы. Для того чтобы зритель на вас пошел, нужно было удостоиться положительной рецензией в центральной газете «Скотмен». Рецензентам в Эдинбурге верят безоговорочно, поэтому каждая рецензия звучала как истина в последней инстанции. Рецензии отмечались рейтинговыми звездочками по пятибалльной системе. Одна звездочка означала «очень плохо». После этого театру на фестивале делать было нечего. Две звездочки - «плохо, но терпимо». Три - «о'кей». Четыре - «супер». Пять - «лучше не бывает. Шедевр». Приводилась даже шуточная расшифровка последних двух оценок. Четыре звездочки: «Покалечь, но достань билет», пять: «Убей, но попади на спектакль». Приятно, что на нашего «Убивца» зритель убивался, потому что рецензия в «Скотмене» потянула на пять звездочек.
- Но ведь при таком обилии театров и спектаклей рецензента надо было еще и как-то заманить к себе?
- Совершенно верно. Некоторые театры, так и не дождавшись внимания со стороны критики, а значит, и зрителей, сворачивались и уезжали домой буквально в первые же дни фестиваля. И здесь, безусловно, сыграл свою роль авторитет киевской школы. Спасибо Малахову и Лымарь. Приятно, что на все 16 данных нами спектаклей публика валила валом, а вскоре после рецензии отведенный нам зал на 75 мест пришлось поменять на 300.
- Каким образом выбирались залы, время и место выступления?
- Все зависело от финансовых возможностей театров. Аренда зала утром, естественно, стоила дешевле, чем вечером, а маленький зал стоил дешевле большого. И здесь, конечно, нужно поблагодарить Главное управление культуры Киева и наших спонсоров. Благодаря их помощи, мы начинали спектакли в 21.45. Согласитесь, не самое худшее время.
- Я так понял, что персональное приглашение на фестиваль следующего года вами уже получено.
- Да. Очень хотим вернуться с новым спектаклем. Единственное, что может помешать, - финансовые проблемы. Но думать об этом пока не хочется. Кстати, в Великобритании с финансированием искусства тоже напряженка. Только в этом году в Лондоне закрыли пять театров, причем в кругах творческой интеллигенции до сих пор «не злым тихим словом» поминают «железную леди», задушившую культуру и искусство налогами.
- Не будем о плохом. Поговорим о хорошем - об актерах театра. Кого-нибудь критика выделяла персонально?
- В традициях фестиваля - отмечать актерский ансамбль в целом, никого при этом не выделяя персонально. Ну а я, пользуясь случаем, с удовольствием назову фамилии. Скажу только, что в штате нашего театра состоит всего восемь актеров, остальных ангажируем на определенные спектакли. Поэтому в «Убивце» Родиона Раскольникова сыграл молодой, но уже достаточно известный актер театра русской драмы им.Леси Украинки Антон Мухарский, Соню Мармеладову - «свободная актриса» Римма Зюбина, Мармеладова - артист Молодежного театра, заслуженный артист Украины Валерий Шептикита, Свидригайлова - артист Театра эстрады Борис Харитонов, Порфирия Петровича - заслуженный артист Украины Валентин Шестопалов, Екатерину Ивановну - заслуженная артистка Наталья Кудрявцева, Лужина - Петр Миронов.
- Интересно получается: в киевской прессе (я уж не говорю о республиканской) я что-то не встречал на ваши спектакли рецензий, подобных тем, на которые не скупилась шотландская критика. Как это объяснить? Нет пророка в своем отечестве?
- На этот вопрос отвечать не мне, а зрителям, которых, пользуясь случаем, приглашаю в Голубой зал кинотеатра «Киевская Русь», где мы проводим свои спектакли. Сезон думаем открыть где-то в середине октября, а точнее можно узнать по телефону 216-41-62. Не могу сказать, что мы жалуемся на посещаемость, тем не менее, верю, что после Эдинбурга она станет еще выше...
Уже когда я прощался с Валерием Петровичем, в кабинет вошла секретарша и положила на стол письмо: «...Я, американский студент, посетивший три фестиваля в Эдинбурге, просмотревший сотни спектаклей в Лондонском Уэст Энде и на Бродвее, за всю свою жизнь не встречался с таким театральным гением, который представлен в вашем спектакле. Большое спасибо. Густав Эриксон. Бостон, США». К этим словам мне нечего добавить.