Именно спектакль "Газ" был в 1923 году премьерной постановкой Леся Курбаса в Художественном объединении "Березиль". Режиссером нынешнего проекта выступила Вирляна Ткач, которая уже три десятилетия изучает творчество расстрелянного художника.
Как отмечают авторы, этот проект - международный. Уже в сентябре "Газ" будет представлен на фестивале в Вене, далее - в следующем году - в театре La Mama (Нью-Йорк). В опере звучат четыре языка. Кстати, в этом году урбанистической пьесе немецкого драматурга Георга Кайзера исполняется 100 лет.
Вирляна Ткач, режиссер с украинскими корнями, говорит, что она не чувствует себя американкой, она скорее "ньюйорковчанка". Госпожа Ткач работает в нью-йоркском экспериментальном театре La Mama, при котором с 1990 года у нее собственная студия Yara Arts Group.
Создателем проекта "Газ" является также очень опытный композиторский дуэт - Роман Григорив и Илья Разумейко. Кстати, они задействованы и в главных ролях. Григорив - дирижер и Сын Миллиардера, владельца завода. Разумейко - Инженер, в спектакле он будет играть на пианино, которое является центральным образом художественной реальности.
В общем, авторы обозначили оперу как антиутопию. Ее действие строится вокруг истории о взрыве на футуристической фабрике, которая когда-то продуцировала энергию для всего индустриального общества.
- Пани Вирляна, в какой степени вы апеллируете в своей постановке к спектаклю Леся Курбаса от 1923 года?
- Курбас всегда подчеркивал, что роль режиссера в спектакле главная. Также очень важно - это сбор творческой группы. Вот творческая группа театра "Березиль" собралась и сделала премьерный спектакль - "Газ" по пьесе Георга Кайзера. Но главным в той постановке была не пьеса, а сценические превращения, которые делает именно Курбас. Сам дизайн пьесы весьма абстрактный: видно только, что актеры - это рабочие фабрики, которые начинают работать на разных машинах. Их движения и музыка - это что-то невероятное.
Курбас создает спектакль через своего сценографа, лицедея, костюмера, музыканта. То есть можно сказать, что все сценическое действо сделал сам Курбас. Его режиссерские понятия трансформируются через всех задействованных в творческом процессе. Я это имела в виду.
- Почему вас заинтересовала именно эта пьеса Георга Кайзера?
- Прежде всего меня заинтересовала не пьеса, а постановка Курбаса. То, как, собственно, он сделал все свои "превращения". Но мы не хотим это иллюстрировать или воссоздавать, потому что важнейшая часть театра - это аудитория. А наша аудитория из-за течения времени совершенно другая, чем в 1923 году, на которую и ставил свой спектакль Лесь Курбас. Нельзя воссоздать саму постановку Курбаса. Мы можем только знать, что он делал, и какие мысли у него были о своем времени. И это нас вдохновляет!
Поэтому как режиссер я больше склоняюсь к режиссерским понятиям Курбаса, который тесно сотрудничал с актерами. Он понимал, как подходить к актеру, как можно создать образ - именно телом, а не только голосом и эмоцией. Ведь над этой постановкой работал художник Вадим Меллер, который пришел в "Березиль" после работы в "Школе движения" Брониславы Нежинской. А еще - композитор и дирижер симфонического оркестра Анатолий Буцкий.
- Как вы познакомились с композиторским дуэтом Романа Григорива и Ильи Разумейко?
- Все началось с выставки в "Мистецькому Арсеналі" - "Курбас: нові світи". Там мы и познакомились. Ранее я видела оперы этого творческого дуэта на Гогольfest. И скажу, что такая музыка меня поражает и вдохновляет. Композиторы попросили, чтобы я им больше рассказала о Курбасе. Они и предложили: "Может, мы бы написали музыку к спектаклю Курбаса "Газ", ведь самой пьесе в 2019-м исполняется 100 лет?". Я только ответила: "Прошу".
Поэтому у нас все началось с музыки, а не с самой пьесы. И в самой постановке мы стараемся сохранить курбасовское "превращение"… Сначала актеры - это рабочие, потом они становятся машинами, в которых взрывается газ. Считаю это очень интересным превращением действующего лица.
- А как насчет движений, пластики? Актеры формации Nova Opera справляются с этим превращением?
- К нам приезжает очень известный хореограф из Вены - Симон Майер, который будет работать с нашими оперными артистами. Они открыты для этой новой для себя практики.
Знаете, я за это не волнуюсь, ведь очень давно работаю в экспериментальном театре, поэтому привыкла начинать работать над постановкой не с самой пьесы, а с другого материала - с музыки, поэзии... Именно так мы лепим наше драматическое действо на сцене.
- Какой хронометраж будущего спектакля?
- Сама постановка будет длиться почти час и пятнадцать минут. Но она разбита на три условные части - запуск газа, затем открытие личностей, которые задействованы в спектакле, и третья часть - сама драма, то есть взрыв.
На сцене задействованы шесть вокалистов, а также действующие лица - Илья и Роман. Сейчас у нас активно идут репетиции спектакли, создаются декорации, где центральным образом художественной реальности является препарированное пианино - как бывший пульт индустриального гиганта, который объединял живое и техногенное в одной системе.
- То есть сценический инструмент и другие декорации будут в театре Франко уже накануне самого спектакля?
- Именно так. Большинство репетиций у нас не на сцене театра, а в разных местах, где есть качественный музыкальный инструмент - фортепиано. Артисты формации Nova Opera привыкли к такому режиму - работать на разных сценах. Ведь прежде всего у них музыка, а это совсем иное бытие.
То есть главный сценический образ - пианино, обитое металлом, - выступает у нас одновременно и музыкальным инструментом, на котором создается музыка, и… газ-пультом… Тем агрегатом, который и создает газ.
Именно Илья Разумейко в роли Инженера будет играть на этом агрегате. А вот Роман Григорив - не только дирижер с палочкой, он также играет роль Сына Миллиардера, то есть владельца завода, главного менеджера.
Так что у каждого из создателей нашей оперы есть своя миссия, и это очень органически объединяется - дирижер и руководитель завода, пианист и инженер.
- Проект "Газ" международный. Какой язык этой оперной постановки?
- Мы взяли только несколько фраз из самой пьесы Георга Кайзера. Но пьеса, которой уже 100 лет, вдохновила нас, а это главное. Вообще, у нас будет многоязычная постановка - три-четыре языка. В опере есть ранняя поэзия Тычины, которая нам подходит. Это очень важно, чтобы в нашем спектакле был украинский язык. Я много переводила этого поэта. Но это опера, а в ней главное - музыка, которая не требует много текста. Как режиссер, я иду сначала от музыки, а уже потом ищу текст.
Поэтому мы смотрим вокруг, мы открыты и видим именно наше время, нашу ситуацию. Так, в своей пьесе немецкий драматург Кайзер ставит очень важный вопрос - к чему может привести человечество вся эта техника? Это главный вопрос. И мы должны дать собственные ответы на этот посыл драматурга. Ибо должны говорить одним языком.
- И каков ваш ответ? К чему может привести вся эта техника?
- Зритель должен сам найти ответ. Поэтому мы говорим образами, музыкой, светом и сценографией. И благодаря этим средствам наш посыл доходит до зрителя. Наша будущая опера "Газ" - не та, которой надо бояться или как-то к ней готовиться. Ее надо видеть и слушать... То есть быть полностью открытым к нашему действу.
- Вам комфортно сотрудничать с формацией Nova Opera? Бывают ли у вас как у режиссера споры с композиторами?
- Скажу лишь, что наша творческая группа все делает вместе. Мы все очень восхищены и материалом, и тем, как он выстраивается в творческом процессе. А я восхищена музыкальной фантазией композиторов, полностью их поддерживаю. Мы все обсуждаем, ведь сама концепция спектакля идет от меня, а музыка - от режиссеров.
У нас замечательная команда, певцы из разных школ, но они уже долго работают в формации Nova Opera. В спектакле шесть актеров, из них никто не является главным, это люди, создающие тот "газ".
А что мы вообще знаем о музыке Курбаса в спектакле? Только то, что ее написал Анатолий Буцкий, и там было более пятидесяти симфонических инструментов. И что это звучание было больше, чем завод, больше, чем музыка. Это были невероятные звуки.
Собственно кульминацию спектакля, то есть минуту взрыва мы делаем также сквозь музыку - из актеров движениями. Поэтому и используем мало текста, невзирая на очень драматические минуты действа.
- То есть в вашей опере будут сохранены новейшие маркеры национального искусства, которые утверждал сам Курбас?
- Я не хочу кому-то что-то показывать на пальцах. Думаю, что курбасовские вещи почувствует тот зритель, который что-то знает о самом режиссере. Курбас в каждой своей постановке создавал собственный мир, это совершенно другие понятия о модели действительности. Здесь абсолютно противоположный подход, чем у Станиславского, который хотел лишь воссоздать реальность.
Поэтому сценические средства Курбаса апеллируют к тому, что зритель начинает смотреть на свою собственную жизнь иным образом. Это прослеживается во всех спектаклях режиссера - "Газ", "Джимми Хиггинс", "Макбет".
А когда Курбас переезжает в Харьков, то чувствует, что надо делать новую урбанистическую культуру Украины. И это уже совершенно другая задача.
- Сейчас разные театры активно используют интерактивность в своих постановках. Как в вашей будущей опере, вы будете пользоваться этими средствами?
- Для нас это не главное. В нашей опере достаточно и музыки, и сценографии. Именно движение актеров, о котором много говорил Курбас, и будет главным визуальным рядом. Для меня главное в спектакле - чтобы оперные актеры ощутили новый образ драмы, именно оперной драмы. Все актеры этого коллектива открыты к экспериментам, они поют непростую и непривычную музыку, но я, собственно, с такой музыкой выросла. Мне она понятна и довольно родная.
- Вы можете сравнить актеров из Нью-Йорка с певцами формации Nova Opera?
- А в нашем театре в Нью-Йорке вообще нет труппы, это главное. Мы работаем по контракту. То есть всегда новые актеры. В Yara Arts Group уже работало около трехсот актеров. Но любимые, лучшие художники ко мне всегда возвращаются, и я делаю с ними много спектаклей.
А свой первый спектакль о Курбасе я сделала еще в начале 1990-х в Нью-Йорке, и нас пригласили с ним в Киев. Это был спектакль о мечтах молодых актеров. Постановка родилась довольно случайно, потому что у меня была группа молодых актеров, с которыми хотела что-то делать. Помню, актеры сразу увлеклись моей идеей. Я же их попросила: "А напишите что-то о ваших мечтах...". Через два дня они принесли мне свои заметки. И то было суперинтересно! Потому что писали они то же самое, что и актеры Курбаса из театра "Березиль" 100 лет назад. И главный их посыл - не создавать какого-либо стандарта в театре. Поэтому я тоже - абсолютно против стандартного театра!