Виктор Хоменко: «Изобразительное искусство — «визитка» Украины»

14 февраля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 14 февраля-21 февраля 1997г.
Отправить
Отправить

В мире журналистики Виктор Хоменко известен как классный оператор и фотограф. Именно в этой ипостаси я впервые познакомилась с Виктором возле здания Верховной Рады в романтично-освободительном 1990 году...

В мире журналистики Виктор Хоменко известен как классный оператор и фотограф. Именно в этой ипостаси я впервые познакомилась с Виктором возле здания Верховной Рады в романтично-освободительном 1990 году. Мы держали антикоммунистические плакаты, а Виктор снимал нашу молодежную компанию на видеокамеру, объясняя, что материал предназначен для американского «CNN»... И только через пару лет, случайно встретив Виктора на уютной киевской улочке, узнала, что он - художник. По призванию и по образованию. По философии и по видению мира. Просто реалии бытия вмешиваются в творческий мир художника и определяют очень многое в его творчестве. Об этом и поведал мне Виктор Хоменко.

- Чем есть искусство для Украины?

- На мой взгляд, изобразительное искусство есть своеобразной «визиткой» современной Украины. «Визиткой» ее внешних контактов и знакомств, при том, более удачных, нежели, скажем, технология или политика. Попробуем представить себе контакт с японцем по поводу отечественных технологий; или с европейцем в связи с презентацией наших каких-нибудь политических моделей, кои мы называем демократическими. Сие не есть оптимальной дорогой для представления Украины сегодня.

Вообще, возьму на себя смелость сказать, что процесс строительства государства нынче немного пробуксовывает. К сожалению, мы не имели и еще не имеем специалистов-профессионалов такого уровня, которые смогли бы проанализировать ситуацию в стране и просчитать траекторию развития Украины. Потому что никто не просчитал таких глубинных явлений, как наша традиционная ментальность, как наши... патриархальные традиции. Их никто не исследует, вследствие чего возникает такое явление, как полное забытье культуры нации, ее самосознания. Появляется какой-то интегральный комплекс украинской «меншовартості». Одним предложением его можно выразить так: «Мы, посткоммунистические украинцы, работать не умеем: вот приедут турки или поляки - они сделают...»

- Существует ли в Украине взаимозависимый треугольник «ментальность - искусство - государственность»?

- Существует. И, я бы сказал, искусство находится наверху этого треугольника, потому что оно есть очень широким явлением. Оно в какой-то степени включает в себя ментальность, а также очень существенный, принципиальный, ведущий аспект государственности. Древние супердержавы - Византия, Китайская или Римская империи: что от них осталось? Вспоминаем ли мы нынче их строй? Так, несколько строчек. Но сколько памятников культуры эти государства оставили! Их вклад в сокровищницу цивилизации - это в первую очередь вклад в сфере культуры, это то, что мы вспоминаем и благодаря чему узнаем о главных пунктах истории этих стран. Именно с тех далеких времен стало понятно: искусство есть явление, которое почти полностью включает в себя ментальность. Вообще, искусство - это универсальный посредник между цивилизациями и между всеми аспектами человеческой деятельности.

- Какими ты видишь функции современного изобразительного искусства? Какую роль играет оно сегодня, в последнее трехлетие ХХ столетия?

- Мне кажется, что сегодня едва ли не самой важной функцией изобразительного искусства есть... функция довести бессмысленность материальной цивилизации. Извечно эту функцию исполняла церковь - но, к сожалению, в Украине современная церковь занята междоусобицами, потому не может быть достаточно активной, чтобы влиять на наше посткоммунистическое общество. Подчеркиваю, что мой собственный опыт визитов в другие страны свидетельствует: приблизительно такая ситуация существует и в западных, демократичных цивилизациях... Если брать восточные церкви, там самой активной есть исламская церковь; жаль, что ее деятельность происходит лишь на уровне морали...

Мне кажется, что уже с конца XIX ст. человечество начало «пробуксовывать» в плане верности развития цивилизации. По большому счету, путь развития человечества в целом, как и путь развития каждого отдельного человека, - это путь духовного самоосознания и духовной реализации. Технократическая цивилизация начала всех от этого «отклонять». Особенно интересная ситуация сложилась в экс-СССР. Раньше вроде всякое духовное развитие тормозилось - тормозилось и сдерживалось на «нулевом уровне» искусственно, за счет какого-то глубокого внутреннего вакуума. И когда Горбачев в конце 80-х нас «выдернул» в этот вакуум, все начало всасываться со страшной силой (какие книги нам предлагаются, какими программами в большинстве «засорен» телеэфир...)

Держится - и удерживает этого «колосса на глиняных ногах» - изобразительное искусство. Потому что ему присуща наша патриархальность, ведь Украина находится на границе Востока и Запада. И что-то все-таки нам досталось восточного в наследие. Если подумать: в Украине имеем фактически восточное отношение к авторитету - влияние авторитета для украинца большое. Авторитета политического, криминального, авторитета в искусстве. И если, например, на фоне этих авторитетов будет возникать и проявляться настоящее искусство - это будет для Украины хорошим «козырем».

- А каким ты видишь украинское изобразительное искусство в мировом контексте?

- Искусство состоит из двух составляющих: первое - это само искусство, то есть продукт, производимый творцом; второе - это красивая упаковка для упомянутого продукта, то есть то, что позволяет произведение искусства выставить для продажи. Как раз с упаковкой и имеем проблемы... А вообще, в Украине как и во всем мире, искусство - это в первую очередь художник, мастер. Продается ИМЯ. К примеру, на последних московских аукционах какие-то бредовые рисунки Шагала выставлялись по начальной цене $16-20 тысяч, а пейзажи Шишкина - начинались с $4 тысяч.

Вообще, мне кажется, что в чем-то современное украинское изобразительное искусство выше и русского, и мирового. Имеем талантливых мастеров, но их ИМЕНА еще плохо известны (или совсем не известны) в мире. А чтобы мир узнал эти имена, я с несколькими коллегами разрабатываю проект, который имеет предварительное название «Новая классика» и который киевляне, надеюсь, увидят в конце этой зимы в галерее «Славутич». Соавторы проекта имеют опыт художественных акций и в Украине, и за ее пределами. После киевской презентации мы с коллегами по приглашению правительства Германии будем организовывать выставку современного изобразительного искусства Украины в Бонне. Это будет одна из первых презентаций украинского искусства в официальной обстановке. То есть выведем его из частных галерей. Что поделаешь - будем выполнять функцию украинской «визитки».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК