Отечественное кино (и не только оно) живет не бюджетами, а кадрами. В первую очередь. Они и решают все. Время от времени говорим о некой «новой волне» в нашем кино. Прогнозируем, что эта волна вскоре может смыть застойный ил в текущем кинопроцессе. Но как непосредственно складываются творческие судьбы тех пока еще относительно молодых кинематографистов, которые не так давно заявили о себе на международных фестивалях или просто выделились из общего ряда своими дебютными работами?
По-разному складываются их карьеры. Одни снимают. Другие выжидают. Третьи — в тени. «Извини… Но пока нет информповодов».
Молчание — знак согласия
Олег Вергелис
Игорь Стрембицкий: звезда режиссера вспыхнула ярко, ослепительно, когда его короткометражная документальная лента «Подорожні» в 2005 году на Международном Каннском фестивале была удостоена «Золотой пальмовой ветви». Так получилось, что впервые за всю историю престижнейшего кинофорума золото Канн досталось именно украинскому кинематографисту. После «Подорожніх» Стрембицкий с премьерами не спешит.
Вокруг «Подорожніх» и их создателя столько прессы, легенд и пиара, что вряд ли удастся выдать на-гора что-нибудь свежее, оригинальное. На фестиваль Стрембицкий вместе с женой Натальей Конончук пробивались с большими проблемами. Мало кто верил в такую победу: Минкульт проявил полное безразличие к стремлению режиссера отправиться в Канны; и если бы не помощь Роднянского, то не висеть бы нашей славе на «пальмовой ветви».
Изначально некоторые киноскептики встретили победу «Подорожніх» настороженно. Говорили: Канны — прекрасно, победа — хорошо, но вот поживем-увидим, ведь ярко вспыхнуть — еще не значит ярко гореть.
Эффект «первой вспышки» действительно бывает случайным, обманчивым. Даже опасным. И примеров тому немало. Не сразу нащупал тему следующей картины, например, Андрей Звягинцев — после фурора, сопровождавшего его «Возвращение», удостоенное двух важных призов в Венеции. Это ж только сноровистые «кинодизайнеры» со своим клипово-блокбастерным «мышлением» могут работать на конвейере: «продукт» за «продуктом», чушь — за ахинеей. А если у человека что-нибудь в душе шевелится; а если ожидаемый градус его картины — не только грезы о прокатных показателях; а если режиссер способен осознать действенную силу собственного молчания (на фоне повсеместной киноболтовни)… Тогда можно и подождать. Иногда лучше молчать, чем снимать.
Молчит и Стрембицкий. И на призыв «ЗН» рассказать о нынешнем житии-бытии и творческих поисках — вежливо и уклончиво уходит от предложения. Не потому что сказать нечего, а потому что пока незачем. Лишь намекает, что не хочет быть похожим на какого-нибудь ветерана-кинобрюзгу, которого хлебом не корми, а дай поплакаться на темы: а) плохих политиков, б) ужасных чиновников, в) жуткого законодательства. Ну а так у него пока все хорошо. Сам не без работы (на ТВ трудится). Супруга — в «Кино-коле». Надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым.
А тут еще на глаза попалась цитата из его интервью двухлетней давности: «Я не вижу никаких перспектив. Надеюсь просто снимать понемножку что-то на видео. Кино снимать, конечно, уже не буду. Денег никто у нас на кино не дает. Ну, такая реальность. Сидеть и говорить — какой я гениальный, дайте мне денег? Это просто смешно и не стоит этого делать. А что дальше — я не задумываюсь».