С 24 февраля по 24 марта в залах Национального художественного музея Украины проходит выставка заслуженного деятеля искусств Украины В.Клокова, приуроченная к его 70-летию. С первых шагов в искусстве
В. Клоков проявил незаурядные способности. Его дипломная работа «Перед стартом» (1953) сразу принесла ему признание и вошла в экспозицию ГМУИИ (ныне Национальный художественный музей Украины). И в последующие годы его работы - «Звеньевая»(1957), «Усть-Илим» (1967), «Утро» (1974) неизменно становились событием в художественной жизни страны и украшением главного музея Украины. Скульптура «Звеньевая» была отмечена серебряной медалью Академии художеств СССР, удостоена бронзовой медали на международной выставке в Брюсселе (1958). Очень важно то, что Клоков говорит со зрителем просто, строгим языком чистой пластики. Все его работы отмечены цельностью, гармонией, умением из хаоса жизненных противоречий извлекать вечные истины.
В 70-80-е гг. Клоков по-новому интерпретирует извечную тему - «Человек и природа». Скульптор настойчиво призывает к их гармонии, остро переживая экологические нарушения. Растет его мастерство, усложняются пространственные задачи, возникает потребность «общаться» с более широкой аудиторией - так органично мастер выходит из музейных залов, создавая замечательные рельефы и декоративно-парковую скульптуру, очеловечивая городскую среду.
Талант быстро принес Клокову известность и звание, но не помог в осуществлении его основных замыслов. Далекий от конъюнктурных тем и сюжетов, скульптор всегда работал над тем, что действительно его волновало. Так, 20 лет жизни он отдал работе над проектом памятника в Путивле, посвященного «Слову о полку Игореве» (сделал 5 интересных вариантов). Ни один из задуманных проектов так и не реализовался полностью. Глухие, застойные годы - вздохнем мы... Однако как объяснить незаметно разворачивающуюся трагедию последнего десятилетия - невостребованность лучшего произведения Клокова - «Весна» (или «Боттичелли»)?
Скульптора давно волновала широко распространенная в мировом искусстве тема - «Художник и его модель». «В 1983-1986 гг. он работает над гипсовой композицией. Затем на свои деньги переводит скульптуру в бронзу, рассчитывая подарить ее своему родному городу или отдать на родину великого мастера эпохи Возрождения Сандро Боттичелли - во Флоренцию. И то, и другое оказалось невозможным в 80-е годы. И ныне Клокову никого из официальных должностных лиц заинтересовать не удалось. Так и стоит более 10 лет прекрасная «Весна» Мастера в его студии, покинув ее только на время выставки.
Боттичелли, Весна... Что-то манящее, загадочное. Клоков запечатлел момент, когда великий Боттичелли благословляет свое творение на вторую жизнь - на бессмертие. Неоднозначность замысла дает возможность находить в работе интересные нюансы, подключать воображение. Композиция построена на противопоставлении устойчивой фигуры сидящего мастера и парящей фигуры девушки. Ее можно воспринимать не только как дитя его таланта, но и как Музу - вдохновительницу, пробуждающую в нем творческие силы, и как мечту, недосягаемый идеал совершенства, и как Весну, принесшую вместе с цветами радость в его будничную жизнь. Клоков не ставил своей целью точно воссоздать облик одной из моделей Боттичелли. Но его идеал красоты близок к боттичеллиевскому пониманию прекрасного. Поэтому Муза Боттичелли в этом произведении, несомненно, и Муза Клокова. Грация ее стройного тела, тонко пластически проработанного, трепетность змеящихся складок туники, как бы послушных легкому ветерку, изящный изгиб рук, придерживающих цветы, придают образу возвышенность. Ее имперсональному облику противопоставлена портретная характерность маэстро. Черты лица Боттичелли близки его автопортрету, но несколько огрублены, подчеркнута их простонародность. «Я хотел передать суровость подвижника, в муках созидающего идеал совершенства», - рассказывает Клоков. Яркая портретная характеристика дополняется выразительной позой - позой вдохновенного поэта. В ней столько свободы и одновременно сдержанного благородства, что этот образ полностью соответствует представлению о ренессансной личности - осознавшей себя и раскрепощенной. Особенно многозначен жест правой руки художника - он и творит, и благословляет. В нем ощутим и благоговейный призыв к тихому созерцанию, преклонению перед чудом красоты, и артистизм маэстро, и трогательное волнение автора, представляющего свое детище на суд истории.
Между художником, его моделью и зрителем возникают сложные смысловые, композиционные и пространственные связи. Художник-творец - по смыслу и композиции - связующее звено, посредник между своим творением и людьми, которым оно адресовано. По замыслу Клокова, Боттичелли обращается не только к нам, сегодняшним, но его взгляд устремлен вдаль, в будущее. Это позволяет представить событие во вневременном контексте. Такое понимание задач скульптуры, исключающее все сиюминутное, масштабный взгляд на человека покоряют, ибо всегда были в дефиците. Скульптура «Весна» несет высокое представление о назначении творчества, которое всегда исповедывал Клоков, вся жизнь которого - бескорыстное служение Искусству.
Хочется верить, что с началом новой весны «Весна» Клокова не покинет стен Национального художественного музея Украины, неся зрителям вечный свет и красоту, а родная страна вспомнит о своем Мастере - здесь и теперь.
Посетителей выставки В.Клокова ожидает еще один приятный сюрприз. Скульптуры отца дополнены лирическими пейзажами его дочери Оксаны, молодой начинающей художницы. Оксана представляет традиционную школу классического пейзажа. Традиции и талант в разных его проявлениях вообще присущи этой семье: яркой творческой личностью был и дед Оксаны, знаменитый биолог, поэт и шахматист М.Клоков-Доленго, а мать Оксаны - известный скульптор Л.Гордиенко. Работы Оксаны - пока только начало серьезной творческой деятельности. В добрый путь!