Международный театральный фестиваль-лаборатория «Дев’яте мистецьке Березілля. Вічний театр», стартовавший 27 марта в Киеве, обещает побить все рекорды по ритуальной окрашенности и фольклоролюбивости. С первого дня работы и поныне «Березілля» проходит под знаком ритуала и архаичных театральных форм. 28 марта фестиваль открылся спектаклем Гуцульского народного театра по пьесе Гната Хоткевича «Гуцульский год» (народные сцены). За гуцулами последовали финны с завораживающе-заклинательным рунным пением, от которого зал впал в совершенный экстаз и эйфорию, а за финнами — киргизы с концертом народных инструментов и балетом «Саймалуу Таштар». Наверное, к концу фестиваля организаторы раскрепостят нас окончательно, и на закрытии мы пустимся в бодрый ритуальный пляс вместе с иностранными гостями и украинскими театральными коллективами. По крайней мере, энергией подзарядимся на целый год — до следующего «Березілля». А там — снова в пляс. Если, конечно, не остынут ритуальные страсти.
На открытии было зачитано напутственное письмо министра культуры Богдана Ступки участникам фестиваля, после чего собравшимся был представлен Гуцульский театр — один из старейших театральных коллективов Украины, основанный в 1910 году Гнатом Хоткевичем. Пожалуй, всем известно, что гуцулы архаичны, музыкальны и верны традициям. Для киевлян их гуцульские соотечественники и поныне остаются экзотикой, людьми, у которых ритуал в крови, а не в потаенных глубинах психики. Поэтому от Гуцульского народного театра ждали многого. И прежде всего музыки, чудесных карпатских скрипок, песен и театрализованной демонстрации вековых обрядов. Музыку мы получили, но не в такой дозе, как хотелось бы. Коллектив театра решил лишь разбавить музыкой и пением историю о сварливой мачехе, несчастной падчерице и слабовольном отце семейства. Поэтому ритуального действа, красочного, завораживающего и торжественного, из «Гуцульского года» не вышло, несмотря на рождественский фон. Так что пришлось довольствоваться великолепными костюмами и иногда звучавшими скрипками. Режиссерское решение спектакля скорее было пригодно для обычного театрального коллектива, чем для архаичной народной труппы. Вместо музыкально- ритуального действа зрителей угостили народными сценами с музыкальными вкраплениями.
Органичнее всего выглядела сцена молитвы перед началом рождественской трапезы, когда хозяин пригласил к столу ангелов небесных и зверей лесных, освятив таким образом семейный ужин. В Святой вечер гуцульская семья не ела, а вкушала, пребывая в мире со всем мирозданием. Актерам удалось выдержать верный тон и сделать сцену Святого вечера художественно и ритуально убедительной. Правда, на протяжении спектакля тон этот выдерживался не так уж часто — слишком шумно ссорилась гуцульская семья.
Взяв курс на ритуал, организаторы фестиваля не прогадали. Его-то нам как раз и не хватает. И фольклорной архаикой мы еще не пресытились. Но пока настоящий ритуал березильской публике показал только один театральный коллектив — финский.