Львов — город музыкальный и город музыкантов. Поэтому удивить чем-то необычным признанных профессионалов просто невозможно. Однако живет и работает здесь музыкант, которого по праву называют человеком-оркестром. Он профессионально (после консерваторского образования) владеет не менее чем десятью инструментами: саксофоном, кларнетом, флейтой, аккордеоном и другими. Освоил целую серию уникальных народных духовых инструментов, одни названия которых повергают не искушенных в тонкостях народной музыки любителей в какой-то необъяснимый трепет. Теленка, флояра, кувыци, ребро, зозуля, бухало, коза, дрымба, окарина, вусла, не говоря уже о традиционной сопилке, свирели… Мирон Блощичак, а речь идет именно о нем, может в одном произведении использовать сразу несколько инструментов, а еще виртуозно выигрывать сложную мелодию на «урезывании» их, как бы разделяя и убирая по частям. Скажем, без труда «раздевает» кларнет и играет на каждой из его пяти составных частей, даже без мундштука, используя знания и навыки звукообразования на древних духовых инструментах.
Он играет на всем, что есть под рукой и что имеет полую форму. Среди современных, выполненных собственными руками, но по старинной народной технологии — флояры — из водопроводных труб разных диаметров и фирм-изготовителей, теленки — из карнизов, пластмассовых и стеклянных трубок, играющие и поющие резиновые и иные шланги, стопочки, кувшинчики, вазочки и многое другое. Звучат они так же удивительно, как и те, что выполнялись из различных пород деревьев нашими предками.
— Когда-то давным-давно люди просто услышали пение ветра, который задувал в пещеры, скалы, — говорит музыкант-виртуоз, — и, поскольку это было прекрасно, попробовали его воспроизвести. Чтобы создать движение воздуха, брали полые веточки бузины, камыша или вырезали серединку из других деревьев и, закрывая или открывая нижнее отверстие и изменяя угол задува воздуха губами, выводили мелодию. Вся старинная духовая музыка — это древняя музыка Земли. Теленки (полые трубочки без боковых дырочек), к примеру, изготавливались из вербовой коры, когда дерево пускало сок. Кору очень осторожно снимали и скручивали. Не делали ни мундштучков, ни свистулек, звучал чистый голос космоса. И ничто с этими напевами по красоте звучания не может сравниться и сейчас. В кажущейся простоте народных инструментов таится их величайшая сила и непревзойденность. На них можно взять две с половиной, три октавы. Эти звуки звучали в природе, а потом кто-то взял и записал их нотами, а можно было бы числами, чем-то иным. Они все равно звучали бы именно так.
Как бы в подтверждение своих слов Мирон Блощичак взял обычный гофрированный шланг и, размахивая им — то поднимая, то опуская, выводил мелодию. Потом задорно выигрывал «Гуцулку Ксеню» на обычной пластмассовой бутылке и пробке от нее, а затем рассказал невыдуманную историю из своей жизни. Гастроли по США. После удачного концерта музыкантов из Украины пригласили на вечеринку, и они по очереди играли на своих «фирменных» инструментах. Львовянин не взял с собой ничего, поэтому заиграл украинскую мелодию на пластмассовой бутылке, наполовину заполненной водой, сорвав овации зала. После этого, как говорит сам, с десяток различных сопилок, теленок и иного народного духового скарба возит с собой, чтобы не было неожиданностей. Хотя в своих выступлениях нередко «ввертывает» этакие непредвиденные шоу-элементы, поражающие публику. Но вводит это ноу-хау скорее не для собственной популярности, а чтобы показать уникальность исходящего от первоосновы, от Творца.
Вообще-то с детства будущий музыкант мечтал стать аккордеонистом, но в те годы этот инструмент был в опале. Выбрал кларнет, а в консерватории — саксофон. Еще в музучилище, услышав сопилку, прикипел душой к древним духовым музыкальным инструментам. Купил сопилку, и классические произведения, разученные на кларнете, выигрывал на ней, а потом и на других народных инструментах, которые начал приобретать и изучать. Ездил в горы, в карпатские селения, слушал и впитывал народную музыку, учился делать подобные инструменты. Премудростей особых нет, вот только жаль, что с каждым годом эти традиции все больше и больше отдаляются от нас. Некоторые народные инструменты уже утеряны для нас навсегда. Скажем, археологические находки ребра (флояры, свирели, кувыць) на территории Украины относятся ко
II—III тысячелетиям до нашей эры. Они уникальны по звучанию, но, к сожалению, современные музыканты не владеют техникой игры на них. Во Львовской музыкальной академии есть кафедра фольклора, но там больше занимаются теорией, а вот кафедра народных инструментов готовит прекрасных сопилкарей, ориентированных на исполнение классических произведений. И все. Чтобы возродить народные духовые инструменты во всем их многообразии, необходимо как можно шире вводить их в программы музучилищ и музыкальных академий. Сегодня же Мирон Блощичак старается сохранить то, что еще можно сберечь. Он уверен: древние инструменты имеют магическую силу. Раз услышав их звучание, уже невозможно забыть это никогда.
Его личный музыкальный музей в городской квартире насчитывает около ста образцов народных музыкальных духовых инструментов. Выполнены они из различных материалов, всевозможных размеров, есть просто уникальные. К примеру, металлические дрымбы, старинный «ротовой» гуцульский инструмент с удивительным «барабанным» звучанием. «Коза» — дудка, или волынка у россиян, тоже достаточно редка сейчас, изготавливалась она из меха козы, а пищалки — из камыша, звучит на три голоса одновременно. Удивительны флояры. К сожалению, и этот инструмент становится все более редким. В отдаленных карпатских селах старики еще кое-где играют на теленках, а вот на флоярах уже не могут. Заиграла в руках Мирона Блощичака и двойная сопилка, или джоломыга — этакий мини-оркестр, на котором можно исполнять полифонические произведения в два голоса. Тут же в музее — различные старинные рожки, привезенные с востока Украины, глиняные духовые инструменты — зозули, имеющие форму птички, окарина — тоже полая емкость, более современные формы — кувшинчики, вазочки. Вместе с ректором Львовской академии искусств Андреем Бокатеем трудился музыкант и над созданием стеклянных музыкальных духовых инструментов, а потом с успехом исполнял на них различные народные, классические, эстрадные мелодии для участников и гостей международного симпозиума по гутному стеклу. Мечтает он открыть настоящий, не «квартирный» музей старинных народных духовых инструментов. И чтобы они не просто были расставлены или развешаны на стенах, а чтобы звучали в концертах-лекциях, неся людям удивительный мир музыки их предков. С подобной программой музыкант уже работал за границей, в Канаде, к слову, вел лекции-концерты на английском и французском языках, выученных самостоятельно (это еще одно его увлечение).
Выступал Мирон Блощичак в составе многих вокально-инструментальных и фольклорных ансамблей по всему бывшему Союзу и за границей. Вначале работал во Львовской филармонии, в фольклорном ансамбле «Дрымба», хотя в те времена такое творчество не очень ценилось, потом поехал в знаменитую «Кобзу», где играл одновременно на саксофоне, кларнете, флейте, губной гармонике и на целой палитре древних инструментов. Гастроли проходили на ура.
— И все же я решил серьезно заниматься фольклором, — рассказывает музыкант. — Ушел на вольные хлеба, хотя, помимо гастрольной деятельности, преподавал уже семь лет в консерватории на кафедре украинских народных инструментов, параллельно — в музучилище, имел своих учеников и последователей. Но творческая исследовательская работа притягивала больше, к тому же семья увеличивалась, рождались дети. Сейчас у меня двое сыновей — пятнадцатилетний Любомир и семилетний Маркиян — и двухлетняя дочка — Иванна-София, так что стараюсь больше времени уделять им. Моя жена — скрипачка, правда, сейчас больше занимается воспитанием детей. Заочно учится во Львовской богословской академии.
…Покончив с различными житейскими хлопотами, М.Блощичак поднимается в свою «мастерскую»-музей (не один год добивается отдельного помещения для этих целей), садится за стол у окна с чудесным видом на зеленый уголок и небольшое озерцо, включает компьютер, настраивает микрофон и начинает творить. Экспериментируя, накладывает на звучащую инструментальную мелодию один народный духовой инструмент на другой, подключает саксофон, кларнет, флейту или любимый аккордеон и творит неимоверно красивые вещи. А как изысканно и удивительно природно звучат народные инструменты в классических произведениях Баха, Моцарта, Генделя, других композиторов, как легко и точно накладываются на симфоническое исполнение, не говоря уже о чисто народной музыке, фольклорной, эстрадной, где эти трубочки, свирельки, ребра звучат так же естественно и весомо. Этим инструментам подвластно все, уверен музыкант. Ежедневно он «колдует» у своего «музыкального пульта», записывая в электронную память компьютера уникальные и неповторимые вещи. Уверен, в обстановке, не скованной студийными условностями, легче настроиться на душевный камертон, когда мелодия рождается из самого сердца и звучит искренней чистотой. Пока это — творческий запас, домашняя фонотека. Но в любую минуту эти маленькие шедевры могут превратиться в компакт-диски, кассеты. Мирон Блощичак уже записал несколько профессиональных компактов — один чисто фольклорный «Ветер с Украины», второй — «Ветер любви» — спокойная инструментальная музыка в сопровождении ребра («флейты Пана»), третий — «Рождественские сны», где звучат мелодии колядок в исполнении двух бандур и различных духовых народных инструментов. Сейчас музыкант активно сотрудничает с бандуристкой и композитором Оксаной Герасименко. Они создали и записали немало совместных произведений, в частности с оркестром «Виртуозы Львова». Но мечтает Мирон Блощичак об оркестре из 25—30 музыкантов-виртуозов, которым было бы по силам исполнение и классической, и народной, и эстрадной музыки. Есть и другие мечты. Но самое главное для него — внутренняя свобода, которую он имеет, возможность делать то, к чему стремится, в чем испытывает потребность. И богатство это, по его словам, ни с чем не сравнимо.