В Киев в рамках ХІ Московского «Пасхального фестиваля» театр Валерия Гергиева привез «Хованщину» М.Мусоргского. Аутентичная постановка 1960 года сохранена в репертуаре Мариинки во всей реалистической красе. Гергиев говорит: «Мариинский театр за свою богатейшую историю представил десятки, если не сотни премьер. Но совершенно-эпохальными стали, прежде всего, фундаментальные произведения русской классики: «Хованщина» в этом ряду занимает особое место».
В мировом музыкальном театре прежнее главенство музыки над «сценичностью» все более поворачивается к эстетике преобладания «экшна» над психологизмом. Прежняя «дирижерская» опера бурно сменяется «режиссерской». Многих это не устраивает. Впрочем, новые постановки старых партитур, подобные костюмированному концерту, преобладающие на украинских оперных подмостках, сегодня воспринимаются как анахронизм, как стилизация «под нафталин».
Вопрос обновления оперного театра, правомерности сценических экспериментов, отхода от «традиционализма» сегодня особо волнует музыкальный мир. Недавнюю премьеру Дмитрия Чернякова «Руслана и Людмилы» в Большом театре многие расценили как «дорогую игру в русскую сказку». Критики и публика продолжают полемизировать. Очевидно, что главное в подходе к оперной режиссуре - это талантливое решение, «живость» спектакля и его героев, оправданность и продуманность стилистики, способность увлечь зрителей.
Важен не столько стиль постановки сам по себе, сколько понимание постановщиком содержания оперы, умение превратить ее в энергичное действо.
Увиденная киевскими зрителями аутентичная постановка Мариинки, сохраненная во всей своей первозданной красоте с 1960 года (режиссер Леонид Баратов, сценография Федора Федоровского), захватывает. Четыре часа пролетели как миг. Музыка царила, все «на месте»: потрясающий вокал, совершенная дикция, талантливая актерская игра, полное перевоплощение.
Подмогой послужило великолепие декораций, костюмов и прочие элементы оперной эстетики.
Невозможно не сказать о фантастическом оркестре. Он «дышал», жил своей жизнью, но не «тянул одеяло на себя», как это иногда бывает в нашей Национальной опере. Хороша балетная сцена в доме Хованского, великолепны сценические эффекты - выезд верхом в первом действии, финальная сцена самосожжения староверов. Медленно загорающийся скит, его воспламенение, обрушивающийся горящий купол - все это оставляет незабываемое впечатление.
Выступивший в Киеве на сцене Национальной оперы Украины «десант» Мариинки очень много путешествует: каждый день в другом месте. В Киев оркестр и дирижер прибыли из Мюнхена, где еще накануне вечером исполняли две симфонии Шостаковича: Седьмую и Девятую. И сразу отправились в Москву, где на следующий день играли очередную симфоническую программу.
Уровень всего, что исполняет и показывает санкт-петербургский театр - высочайший. Огромная мобильная творческая машина, которая всегда в форме, которой нельзя давать сбои. В Киеве о подобном можно мечтать.
Слезы Марфы (партию исполнила выдающаяся меццо-сопрано Ольга Бородина) в песне «Исходила младешенька» и прощальном разговоре с князем Андреем - вызывает бурю эмоций. Не часто артист, много лет играющий одну роль, реально плачет на сцене.
Кстати, солистка была нездорова, вначале связки ее подводили, но вскоре она вышла на высочайший уровень (Бородина, как известно - одна из крупнейших звезд современной мировой оперной сцены, лауреат Grammy, поет на самых престижных сценах, с самыми выдающимися дирижерами и партнерами).
Под стать ей и остальные солисты: тенора Владимир Галузин (Андрей Хованский), Алексей Стеблянко (Голицын), басы Михаил Кит (Досифей), Геннадий Беззубенков (Хованский), баритоны Эдем Умеров (Шакловитый), Александр Гергалов (Пастор). Очень понравилась молодая сопрано Наталья Тимченко (Эмма) - уроженка Змиева Харьковской области, воспитанница вокального отделения Харьковского музучилища, НМАУ и Софийской музыкальной академии.
И хор. Опера Мусоргского - народная музыкальная драма. Народ - коллективный герой. Огромное количество хоров и главное - энергия действия, артистизм каждого отдельного хориста доказали: «маленьких людей» на большой сцене не бывает. Зато бывают чудеса - когда традиция на оперной сцене не повергает в уныние, а захватывает в свою живую и эмоциональную волну.