На пресс-конференции, предшествующей гастролям Театра Ленком в Киеве, художественный руководитель его Марк Захаров подчеркнул, что человек по природе своей - игрок и главная игра «в счастливое будущее» лежит не дома, не в своем огороде, а обязательно за горизонтом». Посему соотечественники, волею Достоевского пребывающие в Рулетенбурге, «несмотря на странности, выкрутасы и опасные поступки», понятны, близки и глубоко симпатичны постановщику спектакля «Варвар и еретик».
Дотошный читатель, в тиши своего дома наслаждающийся текстовым рядом Федора Михайловича, за внешне размеренным повествованием открывает для себя беспредельность страстей человеческих, четкими мазками рисуя в своем воображении образы героев и среду их обитания, предполагаю, может быть ошеломлен трактовкой ленкомовцев. Думаю, однако, что не принять эту версию нельзя - она безукоризненна по своему исполнению и логична по воплощению.
Марк Захаров разъял повествовательную тишь первоисточника, не исказив при этом авторский текст, и при полном единомыслии с блестящим актерским ансамблем представил изумленному зрителю всю гамму разрывающих душу страстей героев Достоевского.
В бесконечность черного квадрата сцены уходит портрет Федора Михайловича, оставляя героев любить, страдать, ненавидеть, на мгновенье соединяясь и расходясь навсегда в виртуальной реальности довлеющей над всеми рулетки. Необыкновенно точное сценографическое решение Олега Шейнциса. Музыкальное решение (композитор - Сергей Рудницкий) органично вплетается в атмосферу сценического действа, подкрепляя пластическое решение образов.
Эстетика режиссерской трактовки жестко соблюдена всеми участниками - от главных героев до массовки. Каждый, кто хоть на миг появляется на сцене, кто работает спектакль за кулисами, достоин не только доброго слова, но и серьезного разбора уровня их высокого профессионального мастерства и отношения к делу. Об этом, думаю, еще будут говорить и писать.
Александр Абдулов явно наслаждается ролью Алексея Ивановича, сострадая своему герою, но не унижая его высокомерной жалостью. Он с легкостью преодолевает столь сложные возрастные несоответствия: от первых мгновений появления на сцене, когда он надевает старое платье с короткими рукавами, из которого давно вырос, до прощального долгого взгляда в зал.
Киевский зритель больше знает Александру Захарову по ее кино и телеработам. Увидев ее в образе Полины, открыл для себя зрелую и умную актрису с филигранной актерской техникой. Кажется, что даже если б роль Полины была бессловесной, ее можно было бы прочитать по пластическому рисунку.
Безграничность возможностей актрисы «от Бога» еще раз подтвердила необыкновенная Инна Чурикова в роли бабуленьки Антониды Васильевны.
Мысль постановщика спектакля об изощренном юморе и убийственном сарказме Достоевского воплотил в образе Потапыча Леонид Броневой.
Холодная созерцательность Астлея (А.Збруев), отталкивающая псевдоизысканность Де Грие (А.Лазарев), скандальная сексуальность мадемуазель Бланш (М.Миронова) - все органично в «Варваре и еретике» и работает на основную мысль спектакля - живите страстями, живите сегодня, без суеты.
И неожиданное появление в белом двух из троих чеховских сестер в канве спектакля (И.Чурикова и А.Захарова), с их вечной надеждой на грядущее счастье, не разбивает, а лишь усиливает основную мысль спектакля.
Техническое оснащение спектакля - вне критики. Вряд ли без спонсоров оно было бы возможно. Как и без группы «Интерпайп» и банка «Кредит-Днепр» (г.Днепропетровск), сделавшим роскошный подарок киевским театралам. Это и есть истинная благотворительность, когда не только можно созерцать произведения искусства, но созерцание это приносит реальную пользу украинской культуре, украинскому театру, на поддержку которого и пойдут вырученные от благотворительной акции деньги.