Маленький рыжий паучок совершал в Колонном зале Филармонии прогулку по спинкам кресел - от тринадцатого номера к девятому и обратно. Он подыскивал подходящую по цвету поверхность, желая остаться незамеченным в этом ярко освещенном, переполненном публикой зале и взбирался то на светло-коричневый пиджак, то на чьи-то волосы цвета заката.
В Колонном зале Киевской филармонии звучала музыка. Шла премьера -лирические сцены «Монологи Джульетты» мастера симфонических и музыкально-театральных полотен Виталия Губаренко, посвященные его другу, жене, либреттисту Марине Черкашиной. Почему вновь Шекспир и куда делся Ромео? Неужели после Ш.Гуно, Г.Берлиоза, П.Чайковского, С.Прокофьева можно создать свежую вариацию? История заключена в магический круг, замыкаемый и размыкаемый текстом надгробной проповеди. Джульетта здесь - тень, воспоминание, но, с другой стороны, сама жизнь с ее нервным необратимым течением к своему прорыву. Конец становится началом, и патер Лоренцо незримо проводит юную героиню по всему лабиринту ее жизненных перипетий. Рефреном служит надгробное слово святого отца и невольного соучастника, эпизодами становятся монологи Джульетты. Необходим ли здесь Ромео? Вовсе нет. Как и у Шекспира, он - лишь побуждение к действию, его вдохновитель, а не исполнитель. У Шекспира действуют Джульетта, Тибальт, Меркуцио - Ромео лишь отвечает на их поступки. Тень его, как воспоминание о нем, явлены и в «Монологах». Гибкие и неожиданные смены радости, страха, влюбленного порыва, ужаса, нежности, страдания, восторга - словом, тонкие и многоликие образы Жизни сочетаются с неподвижной мудростью, мирным упокоением смерти как неотъемлемой части существования. Круг замыкается - Dona nobis pacem, Domini (Даруй нам мир, Господи)...
Тщательная выверенность музыкального языка, вслушанность и отточенность формы, оркестровых линий, моментов звучания и тишины держат слушателей в неусыпном напряжении. Орган - знак, эхо звука; фортепиано - более ударный, чем струнный инструмент; камерный оркестр - то аккомпанирующий, то заполняющий собою все звуковое пространство; солисты - сопрано (Людмила Давымука) и бас (Богдан Тарас), соседствующие в диалогическом противополагании и взаимодополнении, гармонично сочетаются, не нарушая тембровой и звуковой чистоты. Необходимо отдать должное дирижёру Роману Кофману, сумевшему выявить авторский замысел и вслед за композитором выстроить музыкальную форму. Отзвук событий, послесловие, не действие - post factum, post scriptum, поcтлюдия, эпилог - вот формы высказывания, пришедшие на смену поисков принципов развития, конфликтов, взаимодействия сродных противоначал. Отчуждение частей целого завершилось на заключительном этапе становления. Музыка устала от эксперимента ради эксперимента и обратилась к поиску содержательности. В таком свете обращение к неизбежно возвращающимся образам шекспировского творения выглядит закономерным и символичным.
Аплодисменты отзвучали. Паучок завершил свою прогулку и бесследно исчез, растворился в душном, наполненном эхом звуков зале. Эти мгновения были лишь небольшой составной частью пропитанного паром терпкой осенней сырости вечера IX фестиваля Киев Музик Фест'98.